В Алтайском крае прошла педагогическая конференция для учителей и библиотекарей
19:00, 25 ноября 2020г, Образование 992
Фото Олег БОГДАНОВ
В Алтайском институте развития образования (ИРО) на педагогической конференции для учителей и библиотекарей пришли к выводу: «Школа должна учить трудному, легкому дети без нас научатся».
***
«Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал!» – согласитесь, пусть даже и в онлайн-формате, но не на всякой конференции можно услышать песню Высоцкого и увидеть кадры из «Стрел Робин Гуда».
В данном же случае все это было как нельзя кстати, ведь речь на конференции шла о детском чтении, важность которого трудно переоценить.
Увы, буквально на прошлой неделе Детский фонд при Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ) предупредил о появлении из-за пандемии детей «потерянного поколения». «Чем дольше кризис удерживает позиции, тем глубже его влияние на детское образование, питание и общее состояние здоровья. Будущее целого поколения под угрозой», – заявила исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор.
В целом число детей, живущих в условиях многомерной бедности (без доступа к образованию, медицине, удовлетворительным жилищным условиям, средствам санитарии или к воде) увеличилось на 15% – до 150 миллионов. Таков печальный итог, подведенный в докладе ЮНИСЕФ.
Прерогатива – наша!
Если решение многих социальных проблем – прерогатива сильных мира сего, то на детское образование можем повлиять мы с вами – родители, педагоги, библиотекари. Именно поэтому в текущем году Национальная родительская ассоциация под эгидой Министерства просвещения России реализует проект «Обеспечение методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения». Это мудреное для рядового гражданина название расшифровывается в названии творческом – проект «Я читаю». В его рамках детские психологи и психотерапевты, учителя литературы и библиотекари разрабатывают материалы, призванные помочь использовать книгу и чтение как инструмент решения актуальных возрастных психологических проблем ребенка.
Разработаны 100 тематических обзоров, включающих по 20 произведений детской литературы; список книг о проблемах детей и подростков; проведен мониторинг 50 современных школьных программ по литературе; подготовлены методические материалы для проведения неформальных уроков литературы в 5–11-х классах; разработана система литературного тестирования для определения ребенком нужной книги.
Обо всем этом шла речь на региональных педагогических конференциях в десяти областях и краях страны – от Москвы до самых до окраин.
Наряду с Национальной родительской ассоциацией при поддержке Минпросвещения России организаторами события на Алтае стали Министерство образования и науки Алтайского края и ИРО им. А.М. Топорова. Общение состоялось в очно-заочном формате с докладами и презентациями успешных практик, круглыми столами, а также дискуссиями и творческими встречами с писателями.
В течение всего дня конференции и ученые мужи, и педагоги, и школьные библиотекари говорили о главном и в то же время очевидном. О том, что чтение формирует душу ребенка; что любовь к чтению должны прививать и семья, и школа; что чтение влияет на грамотность…
В программе конференции было заявлено: заместитель председателя Ассамблеи народов России Ирина Галанова «раскроет новейшие коммуникационные технологии в создании мотивационной среды выращивания читателей». Пожалуй, многие участники согласятся со мной: такого замечательного выступления – оригинального, эмоционального, буквально завораживающего – не приходилось слышать давно. Оказывается, «замотивировать» юного читателя можно даже на… чтение речи губернатора. «Триста человек с карандашом в руках читали!» – привела пример Галанова. То, о чем мы догадывались, она тоже сформулировала: если раньше в читающей стране был один культурный код (дворянская литература – герои Великой Отечественной – шестидесятники), то в девяностые на смену ему пришел другой. Для кого как, но для многих, «увы и увы», второй код представляют мультяшные герои… Интересное замечание сделала Галанова и по поводу отсутствия у молодежи навыков чтения вслух: ничтоже сумняшеся юный докладчик с трибуны произносит: «Эм. Ма. Шолохов»…
Выделила бы я из всех выступлений и речь Елены Ядровской – доктора педнаук, профессора кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена. В течение всей конференции было произнесено немало крылатых фраз о пользе чтения. Но запомнился единственно верный подход, сформулированный Еленой Робертовной: «Учитель не вещает, не преподносит, а делает открытия вместе с учеником, удивляется вместе с ним, ведет диалог». И соответствующая этому подходу цитата тоже врезалась в память: «Школа должна учить трудному, легкому дети без нас научатся».
На дискуссионных площадках конференции, на ее круглых столах, на творческих встречах с писателями Еленой Клишиной и Ириной Цхай говорилось о многом и важном – о подростковом чтении, об электронных изданиях, о семейном чтении (как ритуале – вслух, под зеленой лампой)… И если специалисты взяли на карандаш какие-то методические наработки, то родительская общественность наверняка наметила для себя и «что, где, когда» можно почитать для детей, и что – для саморазвития; к каким гуру детского чтения можно обращаться за мудрым советом. И наверняка у многих из пап и мам, участвовавших в конференции виртуально, сложилось верное представление о чтении как о – пусть и увлекательном! – но нелегком ратном труде. Помните, мы начинали наш рассказ с Высоцкого? А ведь его произведение, которое разнесли на цитаты, называется «Баллада о борьбе»…