В Алтайском музыкальном театре проходят лекции по искусству

19:45, 28 сентября 2023г, Культура 773


В Алтайском музыкальном театре проходят лекции по искусству Фото №1

В Музыкальном театре в сентябре возобновились лекции-концерты, охватывающие вехи развития искусства. Первая встреча в новом сезоне (и четвертая с начала проекта) была посвящена классицизму и его главным чертам: строгой логике и холодному разуму.

Слова и мелодии

О причудливых судьбах композиторов и их произведений рассказывал автор просветительского проекта – артист и руководитель литературно-драматургической части театра Илья Зуев, начавший встречу с музыки – точнее, с исполнения Второй арии Папагено Ein Madchen из «Волшебной флейты» Моцарта под аккомпанемент фортепиано. А допев, заговорил по-немецки. «Дело в том, что классицистская школа музыки связана в основном с Германией, Австрией, Веной. Поэтому, занимаясь этим материалом, невольно начинаешь переходить на немецкий. А поскольку у нас сегодня концерт-лекция, то сначала я вас немножко помучаю», – пообещал артист.

И рассказал о том, что во второй половине XVIII – первой половине XIX века классицизм пришел в музыке на смену барокко с его экспрессией и непосредственной эмоцией. Но во главу угла, наоборот, поставил логику и строгость, немного повторяя в этом философию Ренессанса и античности. В то время на сцену вернулись женщины, а в конце оперы обязательно должны были торжествовать мораль и справедливость. Установилась иерархия жанров, и окончательно сложился состав симфонического оркестра, каким мы его знаем сейчас. Сообщил ведущий и о разнице между «классическим» и «классицистическим»: если классика – это некий образец, а значит, классическими могут быть джаз, рок или рэп, то классицизм – совершенно конкретная школа в музыке.

– Основная сложность в подготовке сегодняшнего вечера для меня была в том, что мы прикасаемся к каким-то глобальным именам: Моцарт, Бетховен, Гайдн, – признался собравшимся Зуев. – А еще мы сегодня подобрали произведения, арии, которые никогда не исполнялись на нашей сцене. И, возможно, больше никогда исполнены на ней не будут.

Так, звезда театра Насими Нариманов исполнил «Ариозо Тамино» из «Волшебной флейты», а солистки Мария Евтеева и Юлия Башкатова спели по-итальянски арию Сюзанны и арию Графини из моцартовской же «Свадьбы Фигаро». Тамара Вильгельм вышла с бетховеновской «Ich liebe dich», а затем все снова вернулись к Моцарту и «Волшебной флейте». Кроме арий, прозвучали инструментальные произведения – Никита Бакуров исполнил моцартовский Концерт для флейты, а Елена Макарова и концертмейстер программы Ольга Мозгова сыграли Сонатину для вио­лончели и фортепиано Бетховена.

Оперный вопрос

Отказавшись пересказывать публике биографию великих композиторов, которую можно и самостоятельно посмотреть в «Википедии», ведущий сосредоточился на главных чертах музыки той эпохи, а еще на малоизвестных, порой анекдотических фактах или, напротив, слишком живучих мифах – вроде того, что Моцарта будто бы отравил его современник Сальери.

– Сальери был замечательным композитором венской школы и при жизни Моцарта был ощутимо богаче и имел хорошую должность. Более того, после смерти Моцарта он организовал исполнение его опер и сам ими дирижировал, – сообщил ведущий. – А поскольку в то время едва ли не единственными развлечениями были домашнее музицирование и опера, то в моде были творческие соревнования. Так, Моцарту и Сальери были одновременно заказаны одноактные оперы на тему театрального закулисья. Собрался весь высший свет, и все признали, что победил Сальери.

Следующая встреча, как обещал Илья Зуев, будет посвящена Верди и Вагнеру. А в конце вечера он предложил публике проголосовать в соцсетях театра, нужна ли Барнаулу опера. Сейчас под этим постом развернулась дискуссия: одни пользователи считают, что опера могла бы быть частью просветительской миссии театра, другие сомневаются, смогут ли такие спектакли окупаться. А третьи просто благодарили за то, что театр сейчас хотя бы в формате лектория знакомит с этим искусством.

«Я для себя открыла, что люблю оперу, хотя ни разу в ней не была», – написала одна зрительница.

Для Алтайского музыкального театра это непраздный интерес: недавно там появился новый дирижер – Мария Моисеенко из Новосибирска, которая действительно хотела бы привнести сюда оперу.

– Вопрос явно назрел, – считает сам Илья Зуев. – Можно было бы начать этот эксперимент пусть и в формате малой сцены, но в виде полноценного спектакля. Есть же прелестные одноактные оперы «Директор театра» того же Моцарта или «Сначала музыка, потом слова» Сальери! Театру нужны такие названия и композиторы для своего реноме. К тому же есть зрители, которые борются за классику, иногда даже подсказывают нам материал для таких просветительских программ. Поэтому нам очень важно их мнение – вы даже не представляете себе, как в театре читаются эти комментарии!

Фоторепортаж