В Барнаул прибыли 25 икон из Центрального музея имени Андрея Рублёва

16:13, 26 августа 2022г, Культура 956


В Барнаул прибыли 25 икон из Центрального музея имени Андрея Рублёва Фото №1
В Барнаул прибыли 25 икон из Центрального музея имени Андрея Рублёва Фото №2
В Барнаул прибыли 25 икон из Центрального музея имени Андрея Рублёва Фото №3
В Барнаул прибыли 25 икон из Центрального музея имени Андрея Рублёва Миниатюра №4
В Барнаул прибыли 25 икон из Центрального музея имени Андрея Рублёва Миниатюра №4
В Барнаул прибыли 25 икон из Центрального музея имени Андрея Рублёва Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

Они будут представлены на выставке «В земле Российской просиявшие», которая посвящена истории русской святости и откроется в Художественном музее Алтайского края 30 августа. Проект посвящен 85-летию Алтайского края и 75-летию Музея имени Андрея Рублёва.

Произведения древнерусского искусства доставлены из Москвы спецтранспортом с климат-контролем, обернутыми в особую бумагу и много слоев упаковочных материалов. Корреспонденты «АП» стали свидетелями распаковки икон, после которой хранители и реставраторы обоих музеев оценили их сохранность. К древним образам (самый ранний на выставке относится в XVII веку) прилагаются подробные описания, вроде: «Левкас на торцах сильно утрачен. Мелкосетчатый кракелюр. Ходы жука-древоточца».

– Любой такой выезд – дело очень радостное, но и трудное, – говорит Оксана Смирнова, главный хранитель Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. – Икона – предмет достаточно хрупкий, живой, древесина реагирует на влажность и перепады температур. Поэтому нужно было подготовить их так, чтобы они пережили и транспортировку, и экспонирование, а потом без ущерба вернулись в родной музей.

Для барнаульской выставки дизайнеры спроектировали новую застройку, так что сейчас в зале музея на Горького, 16 установлены темно-серые фальш-стены с откосами. Как объяснили сотрудники, откосы не позволят зрителям прикоснуться к бесценным экспонатам, при этом визуально ничто не будет отвлекать от созерцания работы древних мастеров и переливов красок на натуральных пигментах. Кроме того, фальш-стены решают проблему развески икон (крепления должны быть смонтированы так, чтобы не повредить старинные предметы).

– Это обычная практика в центральных музеях, когда к каждой новой выставке делается свой дизайн-проект пространства, – объясняет барнаульский куратор выставки, старший научный сотрудник ГХМАК Евгения Школина.

Как рассказала Оксана Смирнова, главное условие, выдвинутое алтайским музеем, – чтобы в экспозиции было больше образов святых, связанных с Сибирью.

– Например, здесь есть недавно приобретенная икона святого Василия Мангазейского – есть такой город Мангазея за Полярным кругом. На ней изображен очень юный отрок. Он был напрасно обвинен хозяином, на которого работал,  в краже, побит и замучен. И от его могилы сразу после захоронения стали происходить чудеса. Такой вот трогательный сибирский святой. Есть и образ святителя Иннокентия Иркутского, известного проповедника и просветителя, – рассказывает Оксана Смирнова.

На выставке можно будет увидеть образы святых князей Владимира и его сыновей, первых канонизированных русской церковью святых мучеников Бориса и Глеба, благоверного князя Александра Невского. А еще в Барнаул привезли две работы знаменитого художника Виктора Васнецова, которыми Музей им. Андрея Рублёва особенно гордится.

Фоторепортаж