В Барнауле 10 марта открывается выставка «Стоп-кадр жизни…»
06:23, 10 марта 2016г, Культура 990
Сегодня, 10 марта, в Государственном архиве Алтайского края открывается выставка «Стоп-кадр жизни…». Она посвящена Году российского кино.
Как сообщают организаторы, выставка документов и материалов краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» (КГКУ ГААК) посвящена страницам истории кино на Алтае и политическим репрессиям в отношении работников киноискусства.
Открывает экспозицию раздел «Как это было на Алтае», где представлены документы о первых кинематографических сеансах в Барнауле, открытии первых электротеатров в Бийске («Косморама», 1908), Барнауле («Трио», 1909). Вызовут интерес планы и проекты синематографов, реклама фильмов, аппарата «Кок» для демонстрации фильмов и др. Воспоминания писателей Глеба Пушкарева и Адриана Топорова позволят окунуться в прошлое и «побывать» на сеансе синематографа.
Раздел «Советский экран» знакомит с циркулярами, декретами, постановлениями, инструкциями центральных и местных органов власти, регулирующими вопросы кинофикации. Уникальны документы о первом кинофестивале в г. Барнауле (1936), участниками которого стали представители сельской молодежи.
Интерес вызовут материалы периода Великой Отечественной войны: информации о проведении месячников показа оборонных фильмов, решения об улучшении кинообслуживания населения. Украшением экспозиции являются афиши кинофильмов «Три мушкетера», «Таинственный остров», «Танкер Дербент», которые отложились в фонде управления кинофикации, но не в качестве рекламы, а как писчая бумага для подготовки документов.
Размещены фотоальбомы участников кинофестивалей, почетное место среди которых занимают фотографии популярных артистов: Л.Ф. Быкова, Л.В. Куравлева и др. во время их пребывания на Алтае.
Раздел «Трагедия творческих судеб» представлен материалами из архивно-следственных дел: директора и бухгалтеры кинотеатров, заведующие отделами кинофикации, киномеханики и билетеры «срывали киносеансы, самовольно расходовали государственные средства, распространяли во время показа сеанса кино провокационные слухи».
Такие формулировки нередко изложены в обвинительных приговорах. Участнику Первой мировой войны, белому офицеру Г.Л. Пожарицкому, как обладателю «фактурной» внешности, довелось сняться в эпизодической роли «карателя-анненковца» в первом историческом игровом фильме «Красный газ» (Сибирское отделение Госкино, 1924), о чем он рассказывал на допросах после его ареста по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Отрезки кинопленки изъяты при аресте и приложены к делу. Привлекались к ответственности и зрители. Так, красноармеец И.Ф. Герасимов при обсуждении фильма «Ленин в 1918 году» высказывал «контрреволюционную клевету на вождя большевистской партии», за что был приговорен к 10 годам ИТЛ.
Завершают выставку документы, посвященные жизни и творчеству известных актеров и режиссеров, уроженцев Алтайского края: И.А. Пырьева, В.С. Золотухина, В.И. Хотиненко, Е.Ф. Савиновой, А.З. Ванина и др. Интересны материалы о фильмах, снятых на алтайской земле. Всего представлено более 200 документов из двадцати фондов, в том числе, личного происхождения, в которых отложились уникальные материалы: например, такие как фото секретаря по идеологии Алтайского крайкома партии А.Н. Невского рядом с Э.А. Рязановым в студии «Мосфильма» при съемках фильма «Гараж»; переписка писателя Г.В. Егорова с комитетом по кинематографии СССР об экранизации его романа «Солона ты, земля»; фотография художника Н.П. Иванова в массовке при съемке в 1957 году фильма под рабочим названием «Суриков» и др.