В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай»

15:18, 02 октября 2022г, Культура 1261


В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Фото №1
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Фото №2
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Фото №3
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Фото №4
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Фото №5
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Миниатюра №6
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Миниатюра №6
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Миниатюра №6
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Миниатюра №6
В Барнауле показали мюзикл «Хан Алтай» Миниатюра №6

Фото Олег БОГДАНОВ

Музыкальный театр юбилею края посвятил масштабный мюзикл «Хан Алтай», написанный сибиряками и поставленный командой из Санкт-Петербурга.

Либреттисты Нонна и Анна Кротовы из Новосибирска и красноярский композитор Евгения Терёхина (знакомая барнаульцам по мюзиклу «Ползунов») соединили истории обычных современных туристов с легендами коренных жителей Горного Алтая, добавив немного мистики и остросюжетных приключений. Корреспонденты «АП» побывали на премьере и обнаружили, что получившийся спектакль обманывает зрительские ожидания сразу на нескольких уровнях, и это только к лучшему.

Чёрно-белая сказка

Начать хотя бы со сценографии, за которую отвечала художник-постановщик из Санкт-Петербурга Елена Вершинина. Если, услышав название мюзикла, вы ожидали увидеть на сцене нечто сродни могучей живописи Григория Чорос-Гуркина («Хан Алтай» – название одного из главных его полотен), то нет: взорам зрителей предстает черно-белый графичный фон.

Художница придумала декорацию в виде абсолютно статичного задника с силуэтами горных пиков и облаками, а также сложный наклонный помост со «скалистыми уступами». Это разочаровывает едва ли несколько секунд, до первых световых эффектов, оживляющих монохромную графику. И тут выясняется, что в таком черно-белом мире возможны настоящие розовые закаты и рассветы и медового цвета луна, а заснеженные горные вершины буквально сияют в солнечных лучах. «Нам хотелось, чтобы на сцене была все-таки сказка, а не лес с бревнами, – объясняла нам Елена Вершинина за несколько дней до премьеры. – И потом, Алтай все равно никогда не показать таким, каков он для каждого человека».

С первыми тактами музыки (кстати, мюзикл идет не под фонограмму, а под оркестр) в это пространство входят такие же графичные черно-белые фигуры – хор и балет. Главным мотивом их костюмов стали ленточки дьялама – те самые, которые привязывают на ветви деревьев в священных местах в качестве подношений духам. Герои сказаний Хан Алтай, принцесса Кадын, воительница Очи-Бала или батыр Сартакпай здесь не произносят ни слова, поскольку существуют исключительно в пластике. Причем, хореограф Антон Дорофеев из Санкт-Петербурга не прибегал к заимствованиям из народного танца, сосредоточившись на стилизации и современной хореографии.

Житейские истории

Но движущей силой сюжета становятся не древние легенды, а очень понятные житейские истории шести туристов и их проводника Сумера (в разных составах его играют Михаил Лямин и Азамат Нугуманов). В его группе – одинокий молодой француз Люка, прадед которого происходил из этих мест, супруги Виктория и Рустам с проблемами в браке, молодые влюбленные Катя и Максим и активная пожилая дама Вера Карловна.

И если Люка (Андрей Булгаков/ Насими Нариманов) приехал на родину предка, потому что его замучили странные сны о семиголовом великане Дельбегене, то остальные, судя по всему, надеялись, что совместное путешествие решит их проблемы в отношениях. Виктория (Ксения Ильина/ Дарья Хомутская) чувствует отчуждение мужа (Сергей Автоманов/ Михаил Басов), могучего спортсмена, получившего травму и впавшего в депрессию. Катя (Тамара Вильгельм) скрывает свои отношения с Максимом (Виталий Селюков) от богатого и влиятельного отца, поскольку ее возлюбленный – простой школьный учитель. Ну а Вера Карловна втайне переживает из-за ссоры со взрослым сыном.

Все их беды, страхи и комплексы разрешатся за какие-то час сорок – правда, без мистики тут все же не обойдется. Попутно герои спугнут черных копателей, решивших взрывать алтайские горы ради добычи белого нефрита, и спасут наивную идеалистку Ольгу (Юлия Башкатова/ Матрёна Федулова) – ученого-геолога, обманутую бандитами.

В музыке комус, топшур и имитация горлового пения соседствуют с лирическими вокальными номерами, в которых ярко проявился большой мелодический дар Евгении Терёхиной. Так что не удивляйтесь, если после спектакля в голове будет звучать центральный номер «Алтай – это больше, чем место на глобусе», песня романтичного француза про эдельвейс или мелодия, под которую оставшиеся у костра женщины обращаются к горным духам с просьбой поддержать их попавших в неприятности мужчин.

К слову, авторам либретто принадлежит остроумное наблюдение: алтайские горы не зря считаются местом силы. Там даже рациональные люди незаметно для себя становятся стихийными язычниками, начинают верить в одухотворенную природу и бросают монетки в Катунь в надежде непременно вернуться.

Фоторепортаж