В Барнауле завершается Всероссийский фестиваль спектаклей по произведениям В.М. Шукшина

15:01, 26 сентября 2019г, Культура 956


1
1

Настоящим событием для барнаульской публики стал приезд Новокузнецкого драматического театра со спектаклем «Всякое бывает» по девяти шукшинским рассказам.

По девяти рассказам

Корреспонденту «АП» режиссер-постановщик Михаил Лебедев (ныне главреж Самарского академического драмтеатра) рассказал, что истории отбирал по соответствию центральной для спектакля теме: «Есть жизнь и смерть, это естественно. Но штука в том, что смерть не всегда трагична, а жизнь не всегда классная и счастливая, и мы с разных сторон на это посмотрели. А получилось или нет – не мне судить».

Зрители, долго не отпускавшие артистов со сцены, наверняка сказали бы, что получилось, и еще как: действие легкого, очень смешного, метафоричного и непредсказуемого спектакля не проседало ни на секунду и удивляло в каждый следующий миг. Этот фестиваль стоило бы устроить только ради напоминания, что спектакль не должен сводиться к пьесе или литературному первоисточнику, а иллюстративность вообще худшее, что может случиться на театральной сцене с таким тонким и многослойным автором, как Шукшин (примеры тому в программе фестиваля тоже были).

Смысловые слои

Режиссеру Михаилу Лебедеву эти шукшинские смысловые слои удалось развернуть в минималистично оформленном сценическом пространстве: проекционный экран с цветами и звездами позади частично прикрыт фанерной стенкой с отодвигающейся вбок дверью, а в передней части сцены открыта «оркестровая яма». В ней, ненавязчиво подчеркивая классовый момент, живет в тесноте простая семья рабочих Худяковых из рассказа «Други игрищ и забав». В ней же выстраивается эпизодическая очередь мужиков за пивом в блистательных «Сапожках».

А находящийся на грани жизни и смерти дед Степан из рассказа «Как помирал старик» (актер Анатолий Смирнов), наоборот, буквально застревает между небом и землей, подвешенный над сценой на канатах. Лихо отплясывающие «шахматы» тоже запомнятся надолго. И не было на сцене ни ржавого грузовика, ни советского мотоцикла – а были театральный фонарь в руках актера и звук дрели, когда навстречу своей гибели «ехал» крепкий мужик Шурыгин, разрушивший в своем селе старинную церковь.

Такие находки можно долго перечислять, как и дивные актерские работы: Анатолий Нога равно убедителен и в роли нечуткого дяди Володи из «Вянет, пропадает», и как расчувствовавшийся Сергей Духанин из «Сапожек», и как решительный отец, едва не ставший дедом («Други игрищ и забав»). На тонкой грани между нелепостью и трагизмом играет своего влюбленного Серегу Безменова (рассказ «Беспалый») Евгений Лапшин. Кажется, что даже у эпизодических «мужиков», которые присутствуют в некоторых новеллах, есть своя история и богатое событиями прошлое.

Нет его только у Смерти, сыгранной Натальей Пивоваровой, которая вдруг торжественно возникает ниоткуда в черном вечернем платье и уводит с собой того, чей час уже настал. Уводит под совсем уж неожиданные в шукшинском спектакле треки британского коллектива Portishead, играющего экспериментальный рок. Заметим в скобках, нет прощения тем зрителям, которые пропустили мимо ушей многократные просьбы отключить звук мобильных телефонов. Пронзительные трели в самый неподходящий момент звучали на каждом (!) спектакле фестиваля, причем не раз.

«Момент задержки дыхания»

– Мы выпустили премьеру в 2016 году. Экс-директор Новокузнецкого театра предложила мне на выбор Зощенко, Шукшина и еще кого-то, – рассказал «АП» режиссер. – И я сразу выбрал Шукшина – было интересно взяться за такой, с одной стороны, легкий и народный, а с другой – глубокий и честный материал.

– Чего он потребовал от вас и актеров?

– Как ни банально, поиска какой-то правды. Мы очень много времени на это тратили, несмотря на то, что в спектакле много «формы». Но без абсолютно честного существования нельзя, иначе это превращается в какую-то ерунду. Это же стандартная фраза, что все гениальное просто. И это абсолютно про Шукшина. Мне очень нравятся его финалы рассказов, такое ощущение, что поговорили – и как бы не закончили разговор. Такой момент даже не выдоха, а задержки дыхания.

А на вопрос о минималистическом оформлении сцены режиссер вполне ожидаемо ответил: «Мне кажется, в данном случае загромождать все это бытом неправильно. Если мы говорим про что-то духовное, ничто не должно отвлекать. Только зритель и артист».

Фото предоставлены театром драмы им. В.М. Шукшина.

КСТАТИ
Последней постановкой в афише фестиваля станут сегодня знаменитые «Рассказы Шукшина» московского Театра Наций.
Объехавший полмира «золотомасочный» спектакль режиссера Алвиса Херманиса уже был показан на Алтае в 2009 году – и вот десять лет спустя у барнаульцев снова появилась возможность его увидеть. В главных ролях – Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.

Фоторепортаж