В Барнауле живет правнук великого певца Федора Шаляпина

08:13, 21 августа 2023г, Общество 1121


В Барнауле живет правнук великого певца Федора Шаляпина Фото №1
В Барнауле живет правнук великого певца Федора Шаляпина Фото №2
В Барнауле живет правнук великого певца Федора Шаляпина Миниатюра №3
В Барнауле живет правнук великого певца Федора Шаляпина Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В этом году весь музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения Фёдора Шаляпина. Дата эта имеет к Алтаю самое прямое отношение. В Барнауле живет правнук великого певца. Врач, кандидат медицинских наук. В музее истории АГМУ и медицины Алтая Игорь Шаляпин любезно поделился с «АП» результатами исследований своего родового древа.

«Вы чьих будете?»

«Мы из Вятки, ребята хватки, семеро одного не боимся, а один на один рубаху отдадим» – это поговорка про вятичей. Шаляпины – выходцы из Вятской губернии. Сей факт подтвердился, когда Игорь Васильевич стал находить документальные свидетельства своего родства со знаменитым бас-баритоном.

– Поначалу меня интересовала родословная моей семьи, мыслей отыскать великого родственника не было. Да, я тоже Шаляпин, но мало ли их на белом свете – так я думал. А когда попал в вятский архив,  архивариус мне наглядно показал, что две наши веточки на родовом древе рядом. Так я начал собирать сведения и о Фёдоре Ивановиче, моем двоюродном прадеде по папиной линии, – рассказывает Игорь Васильевич, открывая многочисленные папки с материалами о своих предках из земли вятской.

На старых снимках – село Вожгалы, откуда вышли Шаляпины. Библиотека, где хранится подаренный певцом шкаф. Больница, куда он приезжал в 1901 году навестить старого больного отца, о котором трепетно заботился, несмотря на обиды детства (психотравмы, как сказали бы современные психологи). В своих воспоминаниях Фёдор Иванович писал, что родитель его, человек пьющий, под горячую руку бил и жену Евдокию Михайловну, и его, еще маленького. На горизонте уже маячил век двадцатый, и не знал пока Иван Яковлевич, что «Федьку-скважину» (так он звал сына за высокий рост и подростковую нескладность) мир назовет голосом бездонной русской тоски.

В сокровищнице Игоря Шаляпина немало хранится семейных легенд. Вот одна из них. Когда Фёдор Иванович приезжал в гости в родные Вожгалы, староста села определял ему самый большой дом. Сельчане же, знавшие, что непременно будет концерт, открывали настежь окна. Кто не успевал или забывал, тому звуковой волной шаляпинского голоса (микрофонов тогда в помине не было!) выбивало стекла.

От Дмитрия и Осипа

Все прадеды Шаляпины – из черносошных, государственных крестьян, не знавших крепостного рабства. Может, отсюда в вятском мужике барская величавость, верно подмеченная Кустодиевым в «Портрете Шаляпина», царственность Бориса Годунова и невероятная достоверность образа Ивана Сусанина, для которого Фёдор Иванович, зашвырнув выданные ему красные сафьяновые сапоги, истребовал у костюмера мужицкий армяк, лапти и онучи…

В метрике Фёдора Ивановича, датированной 1873 годом, местом рождения значится… Казань. Как туда занесло вятского мужика? Иван Яковлевич недолгое время служил там писарем в управлении земства. Дабы не простудить постоянно болеющего малыша, священник Богоявленского собора крестил его спешно. Впопыхах, видимо, и фамилию мальчика записали – Шаляпкин.

Впервые о Шаляпиных документы вятского архива упоминают в 1629 году. Отмотав время на четыреста лет назад, мы найдем Андрея Батаргина по прозвищу Шелепа. Одно из значений этого старорусского слова – «долговязый». Получается, высокий рост мужчин рода Шаляпиных обусловлен генетически. Известны имена его сыновей: Савва, Карп, Иван и Емельян. В сложных сплетениях родовых связей Игорь Васильевич ведет нас по линии Карпа, проживавшего в починке (выселках) Лебёдка и умершего в 1702 году.

К тому времени фамилия Шаляпиных встречается уже во многих селах Вожгальской волости. В деревне Мезринской (приход Никольской церкви Кырмыжской архиерейской домовой вотчины) обосновалась нужная нам веточка рода, «наша», как говорит Игорь Васильевич:

– В 1662 году у Василия Карповича родился сын Клемонт. Именно его можно считать последним нашим общим с Фёдором Ивановичем кровным предком. Клемонт Васильевич прожил девяносто лет и умер в 1751 году, оставив после себя сыновей Дмитрия и Осипа. С них, с середины XVIII века, линии расходятся на двоюродные веточки. Та, что идет от Осипа Клемонтовича, даст миру великого русского певца, а мы – от Дмитрия.

По словам Игоря Васильевича, когда сотрудники кировского архива помогли восстановить семейную летопись, наступило для него самое сложное и самое интересное время – сопоставлять исторические находки с фактами, известными от родителей.

Шаляпины на Алтае

Местом рождения своего отца Василия Фёдоровича в 1916 году Игорь Васильевич называет село Крыклёнки (на современной карте Вятской области значатся Круглёнки). Он стал первым, кто вышел из исконного крестьянского круга Шаляпиных. Еще до войны «вятский паря» поступил в летное училище в Горьком, однако по состоянию здоровья был отчислен.

– Великая Отечественная застала отца в Одессе. Он попал в плен к румынским фашистам. Выжил в лагере, вернулся после освобождения домой, стал учительствовать, как и мечтал. Но, как бывший пленный, был сослан в Красноярский край. Там познакомился с моей мамой, Ольгой Ивановной. Вместе с другими этническими немцами она отбывала наказание в Сибири в трудармии. Мои родители поженились в ссылке, а когда стало возможно, вернулись в Вожгалы, к бабушке Дарье. Там, в той самой сельской больнице, которую навещал и Фёдор Иванович, в 1955 году родились мы, его правнуки, братья-близнецы, я и Олег, – так звучит история шаляпинского рода из уст барнаульского доктора.

Небольшое отступление. Ольга Ивановна, Шаляпина по мужу, кровно с великим певцом не связана, но он спас от голодной смерти свою внучку, сам того не ведая, когда прислал в 20-х годах в голодающее немецкое село, где жила девочка, пароход с хлебом.

Игорь Васильевич, чувствуете ли вы отголоски родства с великим Шаляпиным? Может быть, хорошо поете?

– Нет, – признается собеседник. – Я врач. Окончил в 1979 году наш алтайский мединститут и с тех пор с Алтая не уезжал. Тридцать лет отработал хирургом, преподавал на кафедре общей хирургии в альма-матер. Мой сын Дмитрий, к слову, тоже хирург. Так что нет во мне ни тяги к пению, ни творческого начала, как у брата, Олега Васильевича Шаляпина, доктора педагогических наук,  профессора искусствоведения Новосибирского педуниверситета.

– А на Алтае вы как оказались?

– В Сибири люди всегда посытнее жили. В Вятке грибы телегами возили, а пшеница на суглинках не росла. Мы пряники белые лишь в дни отцовской получки видели. Родня с Алтая нам посылки с мукой и сахаром слала. И когда бабушка Дарья умерла, родители перебрались в Бийск. В первый класс мы с Олегом уже там пошли.

Недавно братья побывали в Вятке, в Вожгале. Снимали памятные места. Одно фото сделали на берегу реки Лебёдка, где когда-то стоял родовой дом алтайских Шаляпиных, увы, не сохранившийся до наших дней. Много нашли артефактов своего рода. Но вопросов от этого меньше не стало. Мечта Игоря Васильевича – отыскать всех Шаляпиных, проживающих на Алтае. И если вы – носитель этой знаменитой фамилии, откликнитесь, пожалуйста, позвоните в редакцию, у нас есть номер телефона Игоря Васильевича Шаляпина.

Фоторепортаж