В Рубцовском районе разгораются страсти вокруг малокомплектных школ

15:00, 20 октября 2016г, Общество 2533


1
1

Спросите у любого сельского жителя, что он предпочитает: отправить ребенка в школу в собственном селе или в соседнюю деревню? Девять из десяти даже вопрос такой посчитают странным: конечно, лучше, когда школа под боком. И редко кто задумывается, что в ней меньше десятка учеников, а учитель ведет сразу несколько предметов. С какими знаниями ребенок выйдет из стен такого образовательного учреждения? Родителей должен волновать ответ на этот вопрос, а не шаговая доступность.

Вопрос ребром

Проблеме качества знаний было уделено немало внимания на большом районном родительском собрании. Тогда глава администрации Рубцовского района Петр Афанасьев заявил, что его не устраивает качество образования в районе. По многим параметрам оно ниже, чем среднекраевое. Вторая проблема связана с заработной платой учителей. Она тоже ниже среднекраевой, потому что нагрузка на учителя меньше, чем в городах и многих селах региона: семь учеников на одного учителя, а в некоторых школах – четыре. А поскольку финансирование подушевое, зависит оно именно от числа обучающихся. Меньше детей – меньше денег. Есть школы, где количество учителей чуть ли не равно количеству учеников. Ни один бюджет этого не выдержит. Конечно, заманчиво иметь персонального педагога для каждого ребенка, но не в данном случае.

Тревогу вызывает тот факт, что школьники не хотят идти в десятый класс. Девятый оканчивают более 200 детей, в десятый идут 60 – 70 человек. Возможно, большинство не уверены, что смогут хорошо сдать ЕГЭ. А ведь старшеклассники – самая дорогая категория в плане финансирования из средств краевого бюджета.

– Если не предпринимать никаких мер, растеряем учителей, – считает председатель районного комитета по образованию Роман Субботин. – Выход только один: сокращать расходы. Мы и так оставили педагогам лишь оклады, без стимулирующих доплат. Сократили начальные школы, где было три-четыре ребенка, а работников больше, чем учеников. Уменьшаем количество юридических лиц.

Один за всех

Из 21 школы Рубцовского района полнокомплектных, то есть имеющих не менее 12 человек в классе, всего пять.

В малокомплектных либо мало учителей по профилю, либо их нет вовсе. Например, в Романовской школе, являющейся филиалом Новониколаевской, четверо из девяти учителей преподавали предметы, не соответствующие их уровню квалификации. Однако на требование директора переобучиться ответили жалобой депутату. Когда дело дошло до прокуратуры, та усмотрела нарушения, заключающиеся именно в том, что школьные предметы ведут люди, не имеющие соответствующей квалификации и даже педагогического образования. Только после этого педагоги пошли на курсы.

Впрочем, когда учитель ведет несколько предметов, у него нет возможности поехать на курсы, даже если есть желание. А обеспечить малокомплектные школы кадрами практически невозможно.

К сожалению, молодые учителя в глубинку не едут, несмотря на подъемные от района в размере около 
25 тыс. рублей, оплату аренды жилья и возможность участия в краевых программах. Их не устраивают условия жизни на селе.

Нашла коса на камень

Еще весной стало понятно, что оптимизация системы образования в Рубцовском районе неминуема. Реорганизация рано или поздно должна была коснуться ряда школ.

В июне состоялись собрания жителей в селах Большая Шелковка, Ракиты, Тишинка и поселке Новороссийском. Необходимо было изучить их мнение при принятии решения об изменении статуса учебных учреждений. Мероприятия прошли очень эмоционально.

Большешелковниковскую основную школу администрация Рубцовского района планировала сделать филиалом Ракитовской. При этом не изменялись ни зарплата педагогов, ни схема подвоза учеников.

– Объединяя два учреждения, мы стараемся максимально эффективно использовать кадровый потенциал, – пояснил Роман Субботин. – В Большешелковниковской школе немало педагогов пенсионного возраста. Если они уйдут на заслуженный отдых, возможна замена внутри одного учреждения путем подвоза учителя из базовой школы в филиал.

Сейчас в школе Большой Шелковки 43 учащихся, в ближайшее время это количество существенно не изменится. Однако педагоги высказали опасение, что филиал могут вскоре закрыть. Родители их поддержали. На собрании единогласно проголосовали за то, чтобы школу оставили самостоятельной. В итоге администрация района изменила свое решение.

В Тишинке тоже тишины в зале не было. Там вопрос стоял еще серьезнее: школа из девятилетки превращалась в начальную. Проблема – в малой численности учеников. Как следствие, низкая зарплата учителей, которая зависит от наполняемости классов. Конечно, понижение школы в статусе – мера непопулярная, но если откладывать на потом, можно окончательно растерять учителей. А в данном случае имелась возможность трудоустроить тех, кто не достиг пенсионного возраста, в Новороссийскую школу.

– Тишинскую школу никто не закроет, пока численность учеников не менее 10 человек, – подчеркнул Роман Витальевич.

Директор Новороссийской школы Светлана Свиридова сказала, что с радостью примет новых учеников. Отношение здесь ко всем одинаковое, знания дают хорошие. Ребята из Тишинки, оканчивая эту школу, тоже получают золотые медали. Дети хотят здесь учиться.

Учебный год у юных тишинцев начался в Новороссийской школе, и, по словам директора, адаптация прошла благополучно.

Точка или запятая?

По мнению Романа Субботина, реорганизация системы образования в Рубцовском районе позволит качественно улучшить образовательный процесс и смягчит кадровую проблему.

– Мы присоединяем малокомплектные к сильным школам, дающим качественное образование, технически оснащенным. Там лучшие условия социализации детей, – говорит он.

На следующий год такие же мероприятия пройдут в Мамонтовской, Вишневской, Пушкинской школах, которые из основных станут начальными. Нет учеников 10 – 11 классов в Новосклюихе, по одному – в Саратовке и Дальнем, а это значит, что школы будут переведены в разряд основных.

Остается большая проблема с педагогическими кадрами. Во-первых, много учителей пенсионного возраста. Они могут в любой момент прекратить работу. Во-вторых, их просто не хватает. Из Рубцовска и из одного села в другое подвозят 34 педагогов. Кто-то пользуется школьным, кто-то общественным транспортом. В комитете по образованию рассматривают разные варианты проезда.

Школьных автобусов в районе достаточно, в ближайшее время поступят еще два. Ждать транспорт приходится в основном в помещениях сельских клубов. Ребят подвозят буквально к порогам школ.

Что же касается родителей, то у них порой эмоции берут верх над здравым смыслом. Но когда страсти утихают, оказывается, что не так страшен переход в другую школу. Напротив, он имеет свои плюсы.

Педагоги Безрукавской школы провели собрание в Березовке, рассказали родителям о проблемах малокомплектных учебных заведений. Затем пригласили к себе, проинформировали о достижениях, показали кабинеты, библиотеку. После этого все родители написали заявления о том, что их дети будут учиться в Безрукавке. Существование Березовской начальной прекратилось само собой. Отдельно надо отметить, что Березовка в связи с этим обстоятельством не вымерла.

Несколько лет назад закрылась школа в Потеряевке. Жители тоже болезненно переживали этот процесс. Но село живо, потому что есть работа. Думается, что заставляет людей покидать деревни не отсутствие образовательного учреждения, а все-таки безработица.

А дети, в каких бы населенных пунктах они ни жили, должны получать качественное образование, чтобы в дальнейшем иметь возможность поступить в вузы или техникумы.

Фоторепортаж