В алтайском «Кванториуме.22» прошло обучение для педагогов

18:45, 30 сентября 2023г, Образование 1125


В алтайском  «Кванториуме.22» прошло обучение для педагогов Фото №1

В Детском технопарке Алтайского края «Кванториум.22» состоялась учеба для учителей, которые хотели бы заниматься научными исследованиями со школьниками.

Преподаватели ведущих вузов края объяснили 400 педагогам со всего края, присутствующим очно и онлайн, как оформлять работы (с примерами наиболее успешных докладов) и как организовать научные исследования в современной сельской школе. А еще рассказали о самых актуальных проблемах науки и техники, которые наверняка найдут отклик в сердцах детей и экспертов многочисленных российских и международных конкурсов для талантливой молодежи.

Как знания обрастают связями

Ежегодный сентябрьский лекторий в «Кванториуме.22» – первый этап краевой программы «Будущее Алтая». Методисты технопарка уверены: прежде чем учить научной работе школьников, хорошо бы начать с педагогов, для которых это далеко не основная деятельность.

Лекция Алексея Ушакова – доцента АлтГПУ и энтузиаста робототехники – была посвящена не только востребованному современному направлению прикладной науки, но и тому, зачем она школьникам. Он настаивает, что на этом уровне проектная деятельность – метод обучения. И если у взрослых инженеров она всегда требует получения уникального значимого результата (условно говоря, проектом является мост или новый самолет), то в школе результатом проектной деятельности становятся сами учащиеся, которые получили новые знания. Он показал это на примере модели «умной» мусорной корзины, сделанной семиклассником в лагере робототехники. Если настоящий инженер начнет всерьез оценивать ее проект, то, конечно, скажет, что эта корзина не выдержит работу в реальных условиях, и ребенок демотивируется. «Ребенок должен думать, что делает что-то очень нужное. Просто мы, как преподаватели, понимаем, что наш результат – это то, что учащиеся приобрели новые компетенции».

– Предлагая детям сделать проект робота-чертежника, учитель должен думать не о том, чтобы поехать с ним на конкурс и получить грамоты, а о том, что школьник наконец поймет, для чего изучал тригонометрические функции. Так в его голове знания обрастают связями, перестают быть отдельными кирпичиками. Он осознает, что физика связана с астрономией, астрономия – с биологией, и научные проекты позволяют актуализировать эти связи, – уверен педагог.

Коллегам-учителям он также рассказал о важности библиотеки профильной литературы, которую пока не могут полноценно заменить сетевые ресурсы (и продемонстрировал редкие книги по робототехнике), и примеров для подражания в истории науки.

Начать с малого

– Сегодня педагогов обучают, как школьнику написать научно-исследовательскую работу, как формируется предмет, объект, какие могут быть ошибки, – говорит замдиректора «Кванториума.22» Тамара Кузюра. – В дальнейшем эти дети смогут участвовать в различных научных конкурсах, прежде всего авторитетном международном «Шаге в будущее», который организует в Москве МГТУ им. Баумана. Ежегодно ребята из Алтайского края там получают дипломы и научные медали и борются за Научный кубок России. Особенно ценятся работы, где они что-то сами создали руками, но также много интересных исследований делается в гуманитарной секции.

По словам Тамары Анатольевны, среди самых востребованных тем сегодня – робототехника и искусственный интеллект, такие исследования были приняты на ура в Москве на прошлом «Шаге в будущее».

Еще одна задача – привлечь в программу «Будущее Алтая» новых учителей, и на лектории таковых было около 30 процентов. Так, из средней школы ЗАТО Сибирский приехала целая делегация педагогов, и среди них – учитель начальных классов Татьяна Морозова, которая в прошлом году уже испытала свои силы как научный руководитель третьеклассника.

– Ребята очень любознательные, мне повезло с учениками. Мой третьеклассник Константин Вяткин участвовал в программе «Будущее Алтая» с работой о том, как получить электричество в походных условиях, представил видеоматериал, выступил на краевой конференции, – говорит Татьяна. – А в этом году еще три ребенка решили писать научно-исследовательские работы, и у них серьезные идеи. Например, изготовление бронежилета – это четвертый класс! Проблемы они ставят глобальные, а мне нужно подобрать литературу, которую они осилят.

У учителя физики из Поспелихинской школы № 1 Матвея Гокштетер другие заботы:

– Основная трудность в том, что в старших классах у нас мало детей. Они уходят из школы в колледжи – возможно, стараются избежать ЕГЭ. Когда я начинал работать в школе 20 лет назад, у нас было по два 10-х и 11-х класса, причем многочисленных, а сейчас в выпускном всего пятнадцать детей.

– И что с этим делать?

– Ну, физика начинается с седьмого класса, так что нужно сразу втягивать детей в научную работу, заинтересовывать. Им в этом возрасте все интересно, и можно начать с мини-исследований. Например, от чего зависит скорость диффузии, то есть растворения веществ. Такая мини-лабораторная работа на кухне, которую дети делают с удовольствием. Два пакетика чая, стакан холодной и стакан горячей воды, сфотографировать с интервалом в минуту, в три. Они у меня как-то сами придумали, как доказать, что при нагревании газ увеличивается в объеме, с помощью воздушного шарика и скотча. С таких мелочей можно прийти к серьезным исследованиям, тем более, что сельские школы сейчас обеспечены оборудованием благодаря центрам «Точки роста».

Фоторепортаж