В Алтайском крае дан старт мероприятиям, посвященным 150-летию Рериха

14:27, 17 апреля 2024г, Культура 1216


В Алтайском крае дан старт мероприятиям, посвященным 150-летию Рериха Фото №1
В Алтайском крае дан старт мероприятиям, посвященным 150-летию Рериха Фото №2
В Алтайском крае дан старт мероприятиям, посвященным 150-летию Рериха Фото №3
В Алтайском крае дан старт мероприятиям, посвященным 150-летию Рериха Миниатюра №4
В Алтайском крае дан старт мероприятиям, посвященным 150-летию Рериха Миниатюра №4
В Алтайском крае дан старт мероприятиям, посвященным 150-летию Рериха Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Алтайском крае состоялись события, посвященные 150-летию художника, мыслителя и путешественника Николая Рериха.

Первый «залп» мероприятий приурочили к 15 апреля – Международному дню культуры, связанному с подписанием договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», или Пакта Рериха. С 12 по 15 апреля в Барнауле открылись четыре выставки (одна из них представляет почти сотню подлинных работ Николая Рериха и его сына Святослава), большая научная конференция и состоялся концерт симфонической музыки.

Для вдумчивого зрителя

Вообще-то в крае юбилейную дату Рериха решили совместить с 140-летием уроженца Алтая, писателя и общественного деятеля Георгия Гребенщикова. Напоминанием об этом стала экспозиция «Зов Азии. Алтай – Рерих – Гребенщиков» в ГМИЛИКА. Она демонстрирует более 400 документов и артефактов. И это лишь четвертая часть личной коллекции, которую алтайскому музею передал в дар Владимир Росов – известный российский историк-востоковед, заведующий отделом наследия Рерихов Государственного музея искусства народов Востока (Москва). Более 40 лет он разыскивал наследие русского зарубежья, и теперь в ГМИЛИКА уверены, что многие белые пятна в истории культуры удастся закрыть.

– Когда мы получили материалы от Владимира Андреевича, то сразу отметили, что они представляют собой такие обособленные комплексы, тяготеющие к двум точкам притяжения: Николай Рерих и Георгий Гребенщиков, – рассказывал заведующий экспозиционным отделом музея Алексей Онофрейчук. – Но не рассказать о тех людях, чьи имена в материалах тоже встречаются, мы не могли, ведь среди них Иван Бунин, Александр Куприн, Константин Бальмонт, Алексей Ремизов, многие деятели театрального искусства, авиаконструктор и изобретатель Игорь Сикорский и другие.

Отталкиваясь от того, что почти все упомянутые лица были друг с другом знакомы, дружили или сотрудничали, в музее разделили зал на четыре цветовых блока: Рерих, Гребенщиков и еще два крупных архива – дипломата Александра Быстрова и писателя, публициста, сотрудника Николая Рериха Владимира Шибаева, соединив их линиями. Впрочем, главные дары зритель обнаружит и без подсказки: в центральной витрине находятся бусы Елены Рерих, ее же кулон из жадеита и очечник Николая Константиновича. А благодаря экспликациям можно узнать, при каких обстоятельствах они достались Владимиру Росову. Не меньшую ценность представляют рукописи «Живой этики» Елены Ивановны, целый комплекс материалов о Чураевке – поселении, которое Георгий Гребенщиков заложил в США в 1925 году, и все, что касается издательства «Алатас».

Директор ГМИЛИКА Игорь Коротков уверен, что выставка предназначена для вдумчивого посещения:

– Можно, идя вдоль стены, просто читать и напитываться знаниями, изучать взаимосвязи и влияния, причины и следствия каждого явления. Это путешествие в такие чертоги истории. Ну и, конечно, любование личными вещами семьи Рерих – магнитами выставки, которых не бывает много, и каждый музей гордится, получив хотя бы одну такую вещь.

Американская Русь

К выставке выпустили каталог. Его автором-составителем тоже стал Владимир Росов, и Игорь Коротков признался, что, когда впервые получил материалы, закончил читать только в пять утра. «Это не просто каталог, там научные сведения перемежаются с мемуарами и художественными произведениями героев, с картинами и статистикой, и это такая занимательная смесь… Он создан исследователем, влюбленным в свой предмет».

Немного о том, как были найдены представленные предметы, рассказал сам Владимир Андреевич, и барнаульскую выставку он видит как завершение долгого пути собирательства. Который начался в 1989 году здесь, на Алтае, на научной конференции, где прозвучало имя Гребенщикова.

В советское время была выпущена одна его книга, имя писателя было почти неизвестно. С литературой Гребенщикова молодого Росова познакомила алтайская художница Илзе Рудзите – дочь председателя Латвийского рериховского общества Рихарда Рудзитиса. И это так потрясло мировоззрение ученого, что он дал себе слово разыскать в Америке след писателя.

Поиски привели Росова к архиву Гребенщикова, найденному в Чураевке, к знакомству с вдовой изобретателя Игоря Сикорского, который с писателем дружил. «Возникает такой, как говорил Джордано Бруно, героический энтузиазм, чтобы разыскать других людей, которые с ним были связаны», – объяснял Владимир Андреевич. Передача этих документов ГМИЛИКА, как утверждает ученый, позволила музею, существовавшему до тех пор без помещения, получить известное большое здание на улице Л. Толстого, 2, где он сейчас и располагается.

– С первого дара – архива Георгия Гребенщикова – все и началось. Потом я много раз ездил в Америку, встречался с людьми, находил какие-то части этого собрания, привозил сюда – после 1991-го был 1993 год, 2017-й, 2019-й.

И сейчас я передаю остатки американского собрания, которое было рассеяно по всей, я бы сказал, американской Руси, – сказал Владимир Росов.

Страна Алтай

За значимые культурные проекты и вклад в формирование музейных фондов Владимир Росов был награжден краевой наградой – медалью «За заслуги перед обществом». Вручил ее губернатор Виктор Томенко на открытии выставки «Ковчег будущего», представляющей подлинную живопись Николая и Святослава Рерихов из собрания Музея Востока.

Глава региона отметил, что в крае бережно относятся к сохранению этого наследия, а в музейном фонде собрано больше 3200 экспонатов, связанных с деятельностью семьи Рерихов. Выставку подлинных работ он назвал большим подарком для жителей города и всего края и прекрасной возможностью познакомиться с творчеством и философией членов этой семьи.

В свою очередь генеральный директор Музея Востока Александр Седов сказал, что вдвойне почетно открывать эту выставку в двойной юбилейный год – 150-летия со дня рождения Николая Рериха и 120-летия его сына Святослава:

– Нам очень приятно, что она состоялась в такой стране, как Алтай, – я не оговорился, именно стране. Я сам археолог по образованию, и Алтай для меня – колыбель восточного варианта скифской культуры, тюркской цивилизации, ну и стартовый пункт, откуда началось беспримерное путешествие Николая Рериха по Центральной Азии. Я очень надеюсь, что это не последний наш совместный проект.

Подробнее о художественных выставках в рамках 150-летия Рериха мы расскажем в ближайшее время.

Фоторепортаж