В прокат вышел фильм о подвиге российского пилота

18:20, 29 апреля 2023г, Культура 875


В прокат вышел фильм о подвиге российского пилота Фото №1

Командир воздушного судна Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» Дамир Юсупов совершил подвиг – экстренно и вполне удачно (все живы) посадил самолет с отказавшими двигателями на кукурузное поле под Москвой. 

Примерно так писали о ЧП в небе, случившемся в августе 2019 года. Сегодня, в апреле 2023-го, в кинопрокат вышел фильм, рассказывающий о чудесном спасении более двух сотен людей, вопреки случившейся катастрофе вернувшихся с неба на землю живыми. Вот только героизма в нем не так много, зато человечности и теплоты в достатке.

Режиссера и продюсера Сарика Андреасяна называют невероятно плодовитым (по количеству фильмов) и предсказуемо попадающим в цель (по их качеству). А все, дескать, из-за того что Андреасян берет заведомо выигрышные темы. Реальные катастрофы («Землетрясение»), реальный криминал («Чикатило», «Непрощенный»), культовые сюжеты старых фильмов («Тот еще Карлсон», «Служебный роман. Наше время»). Еще одной чертой автора фильма называют бесхитростность декораций и сюжетов – сделано все просто, без загруза.

Новая картина «На солнце, вдоль рядов кукурузы» анонсирована как основанный на реальных событиях фильм – и я, честно говоря, ждала нечто похожее на российский фильм-катастрофу режиссера Николая Лебедева «Экипаж». Долгое напряжение, жуткие картины, череда удивительных и героических поступков главного героя – пилота и самоотверженного экипажа, приводящих наконец к буквально выстраданному в драматическом течении картины хеппи-энду. Шла на это осознанно – в конце концов, «Экипаж» не зря в свое время лидировал по сборам среди отечественных картин как неплохой фильм-катастрофа со звездными актерами Владимиром Машковым и Данилой Козловским. Но кино про подвиг Дамира Юсупова оказалось совершенно другим. И проще, и сложнее одновременно. Очевидно, потому и отзывов, и комментариев буквально в первые дни его проката в Интернете тьма-тьмущая. Причем один противоречивее другого.

Итак, сюжет. Действительно простой, как выеденное яйцо. Мальчик, с детства мечтающий стать пилотом, как и его отец, к сожалению, не проходит медкомиссию и на время расстается со своей мечтой – идет работать чиновником. Прекрасная должность, чудесная жена, большой дом. Но однажды Дамир (имя главного героя совпадает с прототипом) решает все-таки еще раз попытать счастья. В смысле, стать пилотом и самому поднять воздушное судно в небо. Вопреки мнению родителей и жены решает. И волшебным образом им становится, уже в возрасте за тридцать. Мало того, спасает более двух сотен пассажиров и экипаж, когда буквально сразу после взлета в двигатель самолета попадает крупная чайка и машина начинает падать…

Импонирует, что сам Дамир Юсупов буквально в первых же кадрах фильма представлен как консультант картины. Многое в кино передано с поразительной точностью – вплоть до практически идеально подобранных по сходству главных действующих лиц. Дамир Юсупов очень похож на сыгравшего его Егора Бероева – мало того, я думаю, вряд ли простоватого, скромного, улыбчивого пилота гражданской авиации с татарскими корнями кто-то сыграл бы правдивее. Маленький Дамир – также практически одно лицо, несмотря на то что с юными актерами, как мы понимаем, все совсем не просто. Сцена встречи со спасенными пассажирами позже, уже после благополучно разрешившейся катастрофы, и разрезание торта в виде символического земного шара с самолетиком также скопированы из жизни. Как и фраза пилотов, руководящих экстренно эвакуируемыми по надувному аварийному трапу пассажирами: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы!». В скрупулезной местами сверке с действительностью зритель имеет возможность убедиться тут же – вторая часть фильма содержит документальную хронику, где мы видим и настоящего Дамира Юсупова, и пассажиров, идущих вдоль рядов рослой кукурузы, и сам летательный аппарат, разрезаемый позже, очевидно, для транспортировки.

Разумеется, сразу появились такие дотошные и подкованные зрители, которые нашли несоответствие моделей самолетов, поведения пилотов и прочего в фильме. Скорее всего, сама концепция картины до глубины души возмутит и тех, кто пошелестит архивными публикациями и встретит заключение Межгосударственного авиационного комитета, который нашел действия пилота и экипажа не такими уж образцовыми. Думая об этом, действительно кажется чудом, что самолет с полным баком горючего, претерпевший столь жесткую посадку, не взорвался…

Самое необычное – сама катастрофа в фильме занимает буквально считаные минуты. Как с молочным зубом в кресле стоматолога – не успели напугаться… Первая часть – лиричные картинки из жизни пассажиров. Парень, поссорившийся с мамой, молодая пара, где девушка истолковывает нерешительность парня сделать ей предложение как абьюз, трогательно собирающий в чемодан персики для внуков добродушный армянин, строгий бизнесмен, отчитывающий своего помощника за неверный отчет, тайно пронесший спиртное на борт оголтелый атеист, оказывающийся в кресле по соседству с церковнослужителем…

Все понятно и предсказуемо – и что безбожник поверит, и что пара помирится и он ей сделает предложение, и парень наконец наберет маме, а бизнесмен махнет рукой на отчет и пошлет подчиненного на выходной с семьей. Так и случается. Быстро и не слишком внятно минуют кадры самой катастрофы (попытка связаться с землей… возглас второго пилота «падаем», испуг стоически сцепивших зубы пассажиров…), и вот уже самолет перепахивает кукурузное поле, оказавшееся спасательной подушкой для всех этих разных жизней и судеб. Ожидания насмотренных и опытных зрителей оправдываются – после катастрофы волшебным образом меняются и люди, и их поступки. Но… при виде этих банальных чудес невольно слезу пробивает даже у мужчин. Может, это от того, что, не желая закручивать сюжет леденящими душу подробностями аварии, режиссер задумывал привести зрителей к простым человеческим мыслям, старым, но вечным, как мир: «Следуй за мечтой», «Люби свою мать», «Цени каждый прожитый день»…

И что после этой аварии, перетряхнувшей, я уверена, на самом деле мироощущение каждого реального (не киношного) пассажира, многие, если не все, захотят в своем завтра жить по-другому. А именно – идти правее, на солнце…

Фоторепортаж