Какие документальные фильмы, снятые в Сибири, показали на кинофоруме «Новый вектор» в Белокурихе

12:33, 13 февраля 2024г, Культура 1144


Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

«Мама знает, сколько птиц живет на Байкале и что они едят», – детский голос за кадром говорит о решительной женщине в стеганом жилете, которая ведет лодку по бескрайнему озеру, обследует гнезда на скалах и подсчитывает лохматых птенцов.

Достучаться до зрителя

Мама – орнитолог Мария Мокридина, а закадровый голос принадлежит ее старшему сыну Андрею, мальчику лет пяти. Эпизодически в фильме появляется дедушка, тоже орнитолог, и они вместе с Марией собирают на скалах птичьи «биоматериалы» в герметичные пакетики, а еще есть папа и младший брат или сестренка в коляске. В эту идиллическую вселенную со сказками на ночь и возней в саду вторгается тревожная новость: бакланов на Байкале решено перебить, потому что они съели всего омуля и рыбаки терпят убытки. Мария знает, что птицы ни при чем, но как достучаться до местных властей?

Чтобы достучаться до зрителей, режиссер 16-минутного документального фильма «Король бакланов» Дарья Разумникова из Иркутска предлагает посмотреть на банальную коллизию глазами маленького ребенка, который еще повсюду видит чудеса и вообще уверен, что знает тайный птичий язык. Впрочем, возможно, именно такой взгляд еще способен различать истину.

Скриншот из фильма фото
Скриншот из фильма

Сотворчество с реальностью

Семейно-экологический «Король бакланов» был показан в числе пяти документальных фильмов на региональном кинофоруме «Новый вектор» в Белокурихе. Остальные четыре тоже сняты в Сибири в 2022 году благодаря конкурсу «Россия – взгляд в будущее» Фонда поддержки регионального кино.

– Проведя первый конкурс, мы поняли, что по-настоящему заглянули вглубь своей страны и увидели, что в регионах живут талантливые и неравнодушные люди, – говорила на презентации продюсер ФПРК Василиса Юренкова.

Так, в фильме «Мир Ольги» режиссер Маргарита Волкова подглядывает за буднями новосибирской актрисы с ограниченными возможностями здоровья Ольги Стволовой, которая с помощью театрального искусства преобразует мир – для начала собственный. Она размышляет над неким перформансом, мирится и снова расходится с соавтором по имени Любава, а между делом преодолевает не приспособленные для колясочников тротуары и лестницы. Но все время будто пребывает в собственном параллельном измерении.

– Для меня это первая документальная работа, потому что начинала я с художественных короткометражек, – говорила на презентации Маргарита Волкова. – И это оказалось удивительным опытом, сотворчеством с реальностью.

А если вы любите искусство, то после фильма «Сибирский цех» Владимира Ботурова вам наверняка захочется в Красноярск, лично сходить в удивительный музейный центр «Площадь Мира». Он был построен в авангардном духе в 1987 го­ду как Культурно-исторический центр им. В.И. Ленина, но с тех пор благодаря смелым кураторам и художникам стал колыбелью современного искусства в регионе.

Настоящий голос

«Хакасскими Страдивари» назвал режиссер Андрей Литвиненко мастеров, возрождающих почти утраченные в советское время национальные инструменты. Когда-то они вышли из обихода, а к 1990-м их просто не осталось. Герои фильма Пётр Топоев и Сергей Чарков рассказывают, как в позднесоветское время истинный голос хакасской музыки пытались подменить то казахской домброй, то русской домрой. В Москве даже как-то изготовили комплект инструментов для хакасского национального оркестра, и хотя выглядели они по-азиатски, настоящих чатханов, хомысов и ыыхов там не было, и народ их не принял.

Идея сохранения этнической самобытности и служения своему делу вообще важна для конкурса «Россия – взгляд в будущее». Но об этом фильме из Красноярского края еще хочется добавить, что он невероятно красиво снят. Летит деревянная стружка, курятся тлеющие травы для обряда оживления инструмента, на берегу реки пожилой мастер играет на своем творении, и выглядит это как медитация.

Скриншот из фильма фото
Скриншот из фильма

Ну а самой зрительской, пожалуй, получилась томская новелла «Бит Бомбит. И это – закон!» о судьбе легендарной команды танцоров брейка «ЮДИ». В 2015 году простые томские парни вышли в финал телевизионного конкурса Britain's Got Talent («Британия ищет таланты»). А участнику команды Дмитрию Воющеву, который родился с недоразвитыми тазобедренными и коленными суставами, на российском Первом канале обещали сделать операцию и дать возможность ходить без костылей. Потом ребята вдруг пропали, и получасовой фильм рассказывает о том, что случилось и в чем они нашли себя.

– Почему у нас говорят, что нет героев и историй? Это потрясающая история про ребят из не совсем благополучных семей, один из которых к тому же передвигается на костылях. И они мало того, что танцуют сами и очень успешны, так еще и создали свою школу! – говорила после показа московский режиссер Екатерина Шагалова. – И я сидела и думала: как сценарист, режиссер, как человек я с удовольствием сделала бы фильм, взяв за основу этих героев. Хочу застолбить эту тему.

Фоторепортаж