Как работалось алтайским заводам и какие планы стоят перед ними

15:10, 04 марта 2016г, Экономика 2135


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

На фоне общего спада российской экономики алтайская промышленность завершила 2015 год, не сократив выпуск товаров. Как работалось нашим заводам и какие планы стоят перед ними, «АП» расспросила Виктора Мещерякова, начальника профильного управления администрации края.

– Прошлый год для экономики страны был кризисным. Но поскольку структура промышленности края достаточно диверсифицирована, то отставание в одних отраслях было компенсировано ростом в других.

В целом по итогам года алтайские заводы произвели в действующих ценах на 14,5% больше продукции. Прибыль за год выросла вдвое, превысив 18 млрд руб. Число прибыльных предприятий в промышленности впервые достигло 75%. Заработная плата выросла примерно на 3%, как в среднем по краю, в том числе в энергетике – на 8%. В обрабатывающей промышленности произошло снижение численности на 3%. В основном за счет «Сибэнергомаша» и «Алтайвагона».

Хорошисты

Хорошие результаты показали предприятия, специализирующиеся на производстве машин и оборудования (индекс более 123%). К этому виду экономической деятельности можно отнести оборонные предприятия, сельхозмашиностроительные производства, Барнаульский завод механических прессов.

– Чем обусловлен рост производства у этих предприятий?

– Они занимались импортозамещением. Сельхозтехнику производят в крае больше 25 предприятий. Понятно, что импортная техника из-за курса доллара стала в 2-3 раза дороже при почти сопоставимом качестве. Исходя из соотношения «цена-качество» алтайская стала очень востребована. И практически все предприятия этой специализации увеличили объемы. В среднем на 20%. В текущем году ожидается рост производства сельхозтехники: дисковых борон, плугов, сеялок. Их готовы брать не только в России, но и аграрии из Средней Азии.

В крае есть несколько предприятий, освоивших крупноузловую сборку тракторов. Мы в 2014 году продали около 40 тракторов К-744, в прошлом собрали 135, а план на 2016 год – 150 таких машин.

Сейчас у нас проект по сборке комбайнов «Алтай-Полесье» с белорусским заводом «Гомсельмаш». Планируем на базе «Агроцентра» скомплектовать в этом году сто комбайнов с алтайскими двигателями, шинами и еще 15 различными узлами.

Оборонные предприятия тоже хорошо оживились благодаря госзаказу и девальвации рубля, позволившей на наших рынках потеснить импортные товары, в том числе украинские комплектующие для военной техники. Объемы продукции оборонки выросли больше чем на 20%. И в текущем году эти предприятия должны увеличить производство на 6% в натуральных показателях и по специальной продукции планируется рост больше чем на 10%.

Традиционно демонстрировали положительную динамику заводы, специализирующиеся на резиновых и пластмассовых изделиях. Алтайский шинный комбинат произвел продукции на 7,5 млрд руб. АШК за год освоил производство четырех типов крупногабаритных шин, в том числе для тракторов К-744, К-741.

Прошлой осенью на Поспелихинской МИС начались испытания модернизированного 300-сильного двигателя Алтайского моторного завода. Весной мы надеемся их благополучно завершить и летом начать комплектовать этой силовой установкой тракторы Кировского завода.

Неплохие результаты показала химическая промышленность. В этом виде деятельности лидировало ОАО «Кучуксульфат», увеличившее за год продажи на 10%. С хорошей прибавкой (18,5%) сработал Бийский олеумный завод.

Проблемные, но перспективные

– Почему никак не может после падения производства набрать объемы «Алтайхимпром»?

– Новые собственники предприятия обещают хорошие перспективы роста после внедрения новой продукции – присадки, снижающей трение нефти в трубопроводах. В России ее никто не делает, но надо вытеснить с отечественного рынка подобную американскую присадку. Насколько мне известно, завод направил на испытание свою продукцию в 11 нефтяных компаний. В случае успеха объемы ее производства уже в 2016 году могут вырасти до миллиарда рублей.

– Как чувствовало себя в прошлом году самое крупное в регионе предприятие «Алтай-кокс»?

Девять месяцев комбинат работал очень хорошо. А в четвертом квартале спрос на мировом рынке черных металлов резко упал. Основные производители металла – китайцы – снизили цены примерно на 30%. Российские металлургические предприятия сократили производство, пропорционально уменьшилась потребность в заринском коксе. В итоге «Коксохим» произвел продукции на 39 млрд руб., или 99,1% к уровню 2014 года.

– Какие перспективы у комбината на текущий год?

Если в прошлом январе батареи выпекли 348 тыс. тонн кокса, то в нынешнем – 255 тыс. тонн. Но рынок понемногу оживляется, и на февраль план – 308 тыс. тонн, на март тоже более 300 тыс. тонн.

– Известно, что почти вдвое просело производство транспортных средств и оборудования, поскольку подкачал «Алтайвагон». Есть ли надежда, что предприятию удастся выйти из кризиса?

– В стране 1,2 млн грузовых вагонов, а экономике нужен только миллион. У перевозчиков 200 тысяч лишних вагонов, зачем им еще новые заказывать? Поэтому заказы прекратились полностью. Все 13 вагоностроительных заводов страны в прошлом году сделали около 30 тысяч вагонов. Пять заводов полностью остановились.

Чтобы как-то повысить спрос на свою продукцию, и краевая администрация, и вагоностроители добивались от правительства запрета эксплуатации вагонов дольше 25 лет. В конце года такое постановление вышло. В результате 100 тысяч вагонов за год должны списать, в 2017 году спишут еще 100 тысяч. И только в 2018 году понадобятся новые вагоны, и то если грузооборот за это время не снизится.

– И что в это время делать заводчанам?

– В прошлом году на предприятии выпущено всего 2,5 тыс. вагонов, на этот год план – 4 тыс. штук, что близко к уровню 2014 года. Есть договоренность о покупках с Сибирской угольной энергетической компанией, и прорабатывается вопрос с Минобороны. Военным требуются платформы для перевозки самоходной техники. Между тем «Алтайвагон» – единственный на сегодня в стране завод, имеющий сертификат на изготовление платформы с увеличенными габаритами, способной выдержать 25 тонн на каждую ось.

– Ну и давайте еще скажем о работе текстильных и швейных производств.

– Здесь самое крупное предприятие – «Меланжист Алтая». Оно сработало на уровне прошлого года, но общий индекс оказался 78,5%, так как остановилось швейное производство. Предприятия отрасли закупали ткань и фурнитуру за рубежом, а в связи с ростом курса иностранной валюты сырье сильно подорожало, кроме того, упала покупательная способность граждан.

Профсоюзы текстильной промышленности и власти регионов обратились к президенту страны с просьбой ввести запрет на ввоз из Турции текстильных и швейных изделий. Возможно, это как-то ослабит конкуренцию.

Государственная поддержка

– Понятно, что ваше ведомство и в первую очередь губернатор оказывают всю возможную административную поддержку промышленникам. А насколько существенна финансовая помощь?

– Для промышленности предусмотрено четыре вида поддержки. Из краевого лизингового фонда предприятия могли получить суммарно до 500 млн руб. под 7% годовых на лизинг оборудования. Это достаточно выгодные условия, поэтому желающих было много. Еще по пять млн руб. было израсходовано на компенсации налога на имущество и части банковской ставки по кредитам. В краевом бюджете 2016 года запланированы те же суммы, что и в 2015 году. Плюс 300 млн руб. выделяется на различные виды финансовой помощи предприятиям малого и среднего бизнеса.

Но вы не забывайте про федеральную поддержку. Например, по программе содействия занятости населения получили около 170 млн руб., из них 117 млн досталось «Алтайвагону». Этому же предприятию, как градообразующему, выделили 197 млн руб. кредитных ресурсов с компенсацией двух третей ставки рефинансирования. Плюс губернатор добился госгарантии федерального бюджета в 1,5 млрд руб. по привлекаемым «Алтайвагоном» кредитам.

Шла работа и с Фондом развития промышленности. В ФРП подали шесть заявок, но принята была одна, от «Алтайхимпрома». Это заем 300 млн руб. под 5%.

– Сейчас правительство готовит антикризисный план развития экономики. Какие меры поддержки в него стоило бы включить?

– Для нашей промышленности нужны доступные кредиты. Мы сейчас подаем десять заявок на получение займов из ФРП. Но понимаем, что наши шансы невелики. Скорее всего, дадут тем, чьи заявки лежат в очереди с прошлого года.

– Может, фонду экономичнее было бы субсидировать ставку банковского кредита, чем самому выдавать займы?

– К сожалению, для многих предприятий банковские кредиты недоступны из-за нехватки залоговой массы. В залог банки берут только самое ликвидное имущество, включая личное имущество руководителя (квартиру, машину). Так ведут себя не только банки, но и другие финансовые организации.

– Девальвация дала нашим предприятиям преимущества. Сколько этот фактор может еще работать?

– Он действует только для предприятий, которые могут потеснить на отечественном рынке импортную продукцию. Особенно выигрывают заводы с экспортным потенциалом. Например, у Барнаульского патронного завода 80% продукции идет в Европу и Америку. Думаю, что девальвация будет продолжаться, поэтому прибыль у таких предприятий будет расти.

На заседании Союза промышленников первый вице-губернатор Сергей Локтев обратил внимание директоров на то, что зарплата росла за год гораздо меньшими темпами по сравнению с прибылью. Они объясняют, что страхуются, делают накопления на случай возможного ухудшения ситуации. Но, судя по планам, которые мы собрали от руководителей 60 крупных предприятий, в текущем году ухудшения не ожидается.

Фоторепортаж