Займём и построим: что ждет дороги Алтайского края в будущем

19:45, 30 декабря 2021г, Транспорт 1730


Займём и построим: что ждет дороги Алтайского края в будущем Фото №1

Нацпроект позволит привести в нормативное состояние половину автомобильных трасс Алтайского края, но выделяемых на дороги средств районам вряд ли хватит, чтобы ускорить сегодняшний темп ремонтов асфальта. Федеральные власти готовы дать взаймы, чтобы решить некоторые транспортные проблемы региона.

Ориентиры нацпроекта

По словам замминистра транспорта Алтайского края Валерия Никитюка, на старте нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» 38% региональных и межмуниципальных трасс соответствовало их нормативному состоянию. На сегодня этот показатель вырос до 41,7%. До конца 2024 года предстоит довести до нормы 51% дорог. При этом в Барнаульской и Бийской агломерациях нормативу должно соответствовать 85% дорог. 

Одна из главных задач нацпроекта – снижение смертности на дорогах. За 10 месяцев этого года скончались 203 участника движения.

«Чем ровнее дороги, тем выше скорость транспортных средств, а с ней растет смертность», – сетуют в Минтрансе. Для предотвращения ДТП к концу 2024 года установят еще 107 камер с фиксацией скоростного режима, а в Барнаульской агломерации в ближайшие два года запустят интеллектуальную транспортную систему, которая в автоматическом режиме будет бороться с пробками на перекрестках Барнаула и Новоалтайска.

Кредитные деньги

В 2022 году на развитие дорожной сети края предполагается потратить из всех источников 16,9 млрд рублей. Это больше минувшего года на 2,6 млрд. Половина прибавки будет обеспечена за счет заемных средств.

Дело в том, что Правительство РФ решило занять регионам 500 млрд рублей под 3% годовых на 15 лет. Кредиты пойдут на развитие дорожной и энергетической инфраструктуры – дороги, объекты водоснабжения,  теплоснабжения, энергетики. Алтайский край попал в первые 22 региона, которым выделяются такие кредиты. Мы в течение двух лет получим 9,3 млрд, из них 7 млрд пойдут на решение транспортных проблем.

На кредитные средства будет капитально отремонтирована трасса Заринск – Смазнево – Голуха. Дорога порядком изношена. Между тем в Голухе работает завод по производству цемента, недалеко есть станция Тягун, на которой размещено лесное производство и проводится добыча инертных материалов. И этим производственным объектам требуется надежное транспортное снабжение. В следующем году начнется ремонт дороги к строящемуся животноводческому комплексу в селе Яново Заринского района.

Сам Заринск получит деньги на починку железнодорожного пути на улице Зелёной и ремонт улиц, ведущих к молокоперерабатывающему предприятию ГК «Холод».

100 млн рублей выделено на строительство в следующем году автодороги в обход села Сузоп в Солтонском районе. Сегодня большегрузы везут уголь с Мунайского разреза через Сузоп, разрушая улицы села и загрязняя воздух.

В рамках создания лыжного курорта «Горные вершины» на территории «Бирюзовой Катуни» решено привести в нормативное состояние дорогу Алтайское – Ая – «Бирюзовая Катунь». За счет инфраструктурного кредита сделают в 2022 году 10 км трассы, остальную половину – в 2023 году. 

Также на кредитные деньги отремонтируют мост на въезде в Белокуриху.

А в Барнауле для борьбы с пробками планируется выполнить дорожную развязку на пересечении Южного и Змеиногорского трактов. На работы выделяется 1,5 млрд рублей. Инженерами «Алтайиндорпроекта» было разработано три варианта развязки. Остановились на том, который не требует большой вырубки леса и сноса окрестных дач.  Он предполагает строительство виадука с дороги Ленточный Бор в сторону Рубцовска, внизу кольцо, развязывающее потоки из Южного на Змеиногорский тракт, а со Змеиногорского пройдет туннель в сторону Барнаула.

«Конечно, горожане будут испытывать транспортные затруднения, но за два года планируется развязку построить. Пока мы не знаем затраты на проект, – признал Василий Мотуз. – Если 1,5 млрд не хватит, то вначале можно сделать только кольцо, а затем уже путепровод и туннель. Но хотелось бы все сразу».

На перспективу также заказан проект развязки улица Власихинская – Ленточный Бор, позволяющий убрать пробки с другой стороны объездной дороги.

Также на кредитные средства отремонтируют пять дорог к сельскохозяйственным объектам или селам и построят подъезд к горе Глухариной под Белокурихой.

Примерно на уровне 2021 года достанется средств на дороги к селам. Ежегодно муниципалитетам выделяют субсидии в размере 1–1,5 млрд рублей. В следующем году они получат 2,2 млрд. Но в основном средства уйдут в Барнаул, Бийск и Рубцовск. И районам останется по 1,5–2 млн руб., на которые можно починить 200–300 метров асфальта.  Чтобы все дороги в деревнях привести в соответствие, нам надо увеличить финансирование еще на 12 млрд рублей, подсчитал Василий Мотуз.

Замминистра транспорта края Дмитрий Коровин заметил, что по правилам формирования дорожного фонда на содержание и ремонт федеральных дорог выделяется почти 100% от норматива, на региональные – 25%, а на муниципальные – около 3%. Но если посмотреть с другой стороны, то в первую очередь надо ремонтировать те трассы, где ездит максимальное количество машин, считают в региональном Минтрансе.

Рост цен

Между тем в ведомстве затруднились сказать, сколько километров дорог будет отремонтировано в следующем году, сославшись на то, что в течение года финансирование отрасли увеличивается за счет незапланированных трансфертов из федерального бюджета и акцизов.  При этом рассчитывать на рост объемов ремонтов вряд ли приходится из-за роста затрат. Минэкономразвития края разрешает закладывать в проекты удорожание работ в пределах планируемой инфляции 4–5%. Однако какой она будет на самом деле, неизвестно. Например, битум за 2021 год подорожал на треть, металл – на 80%, инертные материалы – на 4–5%.  Поэтому каждый объект будет еще раз защищаться в правительстве края.

Фоторепортаж