Что может принести попытка продвижения продукции малого и среднего бизнеса близ крупных торговых центров и магазинов

18:19, 28 февраля 2023г, Экономика 1039


Что может принести попытка продвижения продукции малого и среднего бизнеса близ крупных торговых центров и магазинов Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В январе этого года Минпромторг России порекомендовал регионам обеспечить более широкие возможности для нестационарной торговли вблизи торговых центров в населенных пунктах. Какие проблемы или, наоборот, эффект может повлечь попытка «потесниться» для крупных торговых сетей?

Чтобы все – в плюсе

Покупательский поток (трафик) крупных торговых центров и магазинов предлагается использовать для продвижения продукции отечественного малого и среднего бизнеса. Размещенные у входа в торговые центры павильоны, киоски, палатки, лотки и автолавки создадут условия для сбыта продукции фермеров и отечественных производителей текстиля, одежды и обуви, а также будут способствовать товарному разнообразию и многоформатности российской торговли, считают в Минпромторге.

Предоставлять эти торговые места рекомендуют без проведения торгов, на льготных условиях или на безвозмездной основе.

Предполагается, что при грамотном подходе в плюсе будут все. Покупатели получат расширение ассортимента товаров, которые они смогут приобрести в привычном месте. Торговые центры и сетевые магазины, в свою очередь, получат из-за увеличения количества продавцов на оживленном месте рост и покупательского трафика, и продаж. Сейчас аналогичный эффект дают ярмарки, где чем больше продавцов и шире выбор, тем больше и покупателей.

Фермеры и малые предприниматели, которые не могут пока в силу небольшого объема произведенной ими продукции продавать ее в больших магазинах, смогут получить место для реализации востребованной у населения фермерской продукции, используя хорошо знакомое людям место для торговли.

Уже есть опыт

В Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры отмечают, что в нашем регионе уже сложилась практика размещения малых торговых форматов, в том числе и в местах высокого покупательского потока, позволяющих обеспечить продажи продукции малых пищевых производств и сельхозтоваропроизводителей.

– При этом более упрощенным и доступным способом для реализации продукции местных производителей и сельхозпродукции является ярмарочная торговля, включая прилегающие территории крупных торговых объектов, – подчеркнул начальник управления Александр Евстигнеев. – Ряд примеров соседства нестационарных торговых объектов постоянного и сезонного размещения с крупными торговыми объектами можно отметить в Барнауле у таких торговых центров, как «Гулливер Парк», «Юность», «Пионер», «Праздничный», ЦУМ, Galaxy. В Новоалтайске такое соседство есть у торговых центров «Азия», «Крокус», «Ника»; в Бийске – у торгового центра АБ. Кроме того, на территории возле объектов торговой сети «Мария-Ра» в Алтайском крае размещены цветочные киоски, пекарни, нестационарные объекты по реализации мясной продукции, киоски по оказанию услуг по ремонту бытовой техники, бесплатные торговые прилавки для граждан по продаже собственной сельхозпродукции.

Однако многие эксперты, в том числе и из других регионов, отмечают, что массовость размещения нестационарных объектов на прилегающих территориях всех крупных торговых объектов невозможна в силу ряда условий. Прежде всего остро встает проблема с безопасностью. Ведь места возле торговых объектов предназначены для парковки автотранспорта. Существуют ограничения по целевому использованию земельных участков, необходимо соблюдать требования пожарной безопасности и к благоустройству территории. Кроме того, прилегающие к торговым центрам земельные участки могут не являться государственной и муниципальной собственностью и находятся в частной.

– В настоящее время реализация рекомендаций, данных Минпромторгом России, прорабатывается с органами местного самоуправления и крупными торговыми сетями. Возможность предоставить дополнительные места для размещения нестационарных торговых объектов в непосредственной близости от входа в объекты торговых сетей и торговые центры будет при наличии на это юридических оснований, – подчеркнул Александр Евстигнеев.

В наукограде

Во втором по величине городе края найдутся места для нестационарной торговли.

– У нас есть две цели в этой работе. Во-первых, это создание преимуществ для удобства производителей, таких как фермеры. Во-вторых, найти возможность для того, чтобы реализовывать продукцию вблизи входов в торговые центры, – считает Ольга Колесникова, начальник отдела администрации Бийска по развитию предпринимательства. – Мы, конечно, не можем приказать владельцам торговых центров: «Берите и делайте это!» Неизбежно сразу встанет вопрос: а за чей счет «банкет», кто будет за свои деньги организовывать такие торговые места? Мы поясняем руководителям торговых центров, что если найдутся желающие продавать рядом с ними, то обустраивать свои места они будут самостоятельно. За много лет у нас в городе сложились места с большой проходимостью. И при скоплении там нестационарных торговых объектов всегда найдется уголок и для свободной продажи продукции личных подсобных хозяйств. Такие места совершенно бесплатны. Там все оформлено с прилавками (стол и навес). И расстояние между объектами около трех метров, это более-менее прилично все выглядит. Любой фермер может туда прийти и на безвозмездной основе торговать. Можно там же предлагать и вязаные вещи собственного производства. Перед торговым центром АБ за содержанием площади следит сеть «Аникс». На ней есть сейчас пять небольших нестационарных объектов для торговли. Но они не всегда заняты. Как-то заранее спрогнозировать круг потенциальных продавцов трудно. Тем более что могут среди них быть перекупщики. Но и сами продавцы не могут предусмотреть, какое время займет их деятельность на наших площадках. Например, в ноябре к нам приезжали белорусы. Они планировали десять дней торговать, но уехали раньше: не было больших продаж (на высокую цену их продукции наложилась еще и наша морозная погода, непривычная для гостей)… Однозначно сказать невозможно, как пойдет дальше взаимодействие между торговыми центрами и нестационарными объектами. Нужны, наверное, и субсидии в бюджете, чтобы компенсировать затраты торговых сетей для такой работы.

Фоторепортаж