Выставка «Художник. Книга. Время» работает в Барнауле

18:00, 30 декабря 2015г, Культура 1718


1
1

В Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Художник. Книга. Время», посвященная завершающемуся Году литературы в России. В экспозиции представлены классические произведения выдающихся советских иллюстраторов, знакомые многим с детства.

На вернисаже заместитель директора музея Наталья Царева заметила, что ограничивать внимание к книге одним только Годом литературы в музее сочли неправильным, так что эта выставка будет работать и в начале 2016 года. Кроме того, на зимних каникулах музей проведет мультимедийную программу для детей и взрослых, посвященную художникам детской книги.

Экспозицию «Художник. Книга. Время» в музее называют удивительной, и это не преувеличение. В небольшом зале – 65 действительно великих работ, созданных десятью авторами, во многом определившими лицо отечественной книжной графики ХХ столетия. Имена Владимира Фаворского, Евгения Кибрика, Алексея Кравченко, Александры Билль или Юрия Васнецова, возможно, известны только специалистам. Но сами их произведения вы совершенно точно не раз встречали на страницах детских книг, школьных учебников и хрестоматий. Вырасти в нашей стране и ни разу не наткнуться на иллюстрации к произведениям Пушкина или Гоголя, созданные этими мастерами, кажется, попросту невозможно.

При этом величие работ, о котором говорят музейные сотрудники, забавно соотносится с их размерами: многие иллюстрации не больше открытки (а изысканные буквицы и концовки и того меньше) и при этом полны глубокого содержания, тонкого юмора и выполнены на высочайшем уровне в весьма непростых и трудоемких техниках печатной графики. «Представленные иллюстрации составляют золотой фонд российской книжной графики – и хранятся в фондах нашего музея», – с гордостью говорит Наталья Царева.

К сожалению, наш Художественный музей с его вечным дефицитом выставочных площадей не имеет возможности постоянно показывать графику, и потому каждая такая выставка становится для ценителей большим событием. По словам куратора экспозиции Оксаны Сидоровой, эти произведения в залах ГХМАК не показывали 17 лет, а некоторые работы, как, например, серия Евгения Кибрика или лист Юрия Васнецова, и вовсе никогда здесь не демонстрировались. Графика выдающихся российских авторов составляет практически половину собрания музея – порядка пяти тысяч листов, но крупицы этого великолепия мы видим очень редко, так что упускать нынешнюю возможность не стоит.

Самая ранняя из представленных работ – монохромная иллюстрация Клавдия Лебедева к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина (акварель, 1901 год). Кроме того, наш музей располагает ранними работами будущего народного художника СССР Владимира Фаворского (1886-1964), которые принесли автору славу в 1918 году, – это иллюстрации в технике ксилографии из книги «Суждения аббата де Куаньяра» Анатоля Франса. Кроме того, здесь представлены его заставки к произведению М. Пришвина (1933 год), а также выполненные в середине 50-х годов иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина. В музее можно увидеть и работы учеников Фаворского – Александры Билль (1914-1992) и Федора Константинова (1910-1997). Первой принадлежат заставки к лирике Пушкина (1949), второму – иллюстрации к «Избранной лирике» Шиллера (1959).

По словам Оксаны Сидоровой, событием для своего времени стали иллюстрации Юрия Васнецова к сказке «Кот, петух и лиса» (1938 год), переиздававшиеся бесчисленное количество раз. В послевоенной книжной графике столь же ярким событием стала серия литографий Евгения Кибрика по повести Гоголя «Портрет». А еще эта небольшая экспозиция позволяет увидеть, как по-разному могли художники интерпретировать одни и те же литературные произведения: другой выдающийся график Алексей Кравченко иллюстрировал и «Портрет» Гоголя, и «Маленькие трагедии» Пушкина. Его работы узнаваемы благодаря уникальной технике ксилографии (гравюры на дереве), которая позволяла ему непостижимым образом добиваться эффекта «муаровых» фактур.

В музее также можно увидеть и материалы для печатной графики: резцы для ксилографии, офортные доски, «гладилку» и «качалку», используемые в различных техниках гравюры на металле, наконец, небольшой офортный станок. Ну а в витринах сотрудники музея разместили сами книги, проиллюстрированные вышеупомянутыми художниками и дающие представление о цельности художественного оформления книги – от обложки и форзаца до маленьких заставок и буквиц. Цельности, которую еще можно назвать полиграфической культурой, почти утраченной в последние десятилетия.

Фоторепортаж