КРЕСТЬЯНИН – СОЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

00:00, 12 июня 2010г, Общество 2869


КРЕСТЬЯНИН – СОЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ Фото №1

Приближается знаменательная дата: 100 лет назад, в августе 1910 года, премьер-министр Российского правительства Петр Столыпин в ходе поездки по Западной Сибири посетил степной Алтай, чтобы лично убедиться, как реализуется затеянная им земельная реформа.

Ее суть тремя годами ранее – в мае 1907 года – он изложил на заседании Государственной думы в своей знаменитой речи, заканчивающейся словами: "Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!" Обратимся к этому первоисточнику.

Тогда председатель Совета министров Столыпин появился в Госдуме, посчитав необходимым вмешаться в ожесточенные многодневные прения по земельным отношениям. Столкнулось семь концепций – и споры зашли в тупик, а реформе крайне необходимо было законодательное признание.

Тонкий аналитик и блестящий оратор, Столыпин смог встать над политическими пристрастиями и провел аргументированный разбор всех точек зрения, обезоружив депутатов заявлением: "Памятую, что мнения, не согласные с взглядами правительства, не могут считаться последним за крамолу".

Впрочем, он сначала объединил ряд концепций, в которых предлагалось наделить всех землей, при этом не устанавливая на нее ни частной, ни какой иной формы собственности, и… отказался их рассматривать. Хотя по ходу выступления затем не раз извлекал из "нежизненных" проектов отдельные здравые жемчужинки.

Из оставленных для детального анализа двух концепций Столыпин призвал предельно внимательно подойти к предложенной левыми партиями национализации, отметив внутреннюю стройность и в целом жизненный характер их проекта.

Однако он сразу предупреждал: "Признание национализации земли, при условии вознаграждения за отчуждаемую землю или без него, поведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, к такому изменению всех социальных, правовых и гражданских отношений, какого еще не видела история. Но это, конечно, не довод против предложения левых партий, если предложение будет признано спасительным".

Словом, никакого "ату!", никаких ярлыков и политической истерии. Даже не верится, что такое было возможным. Шла спокойная битва аргументов. Прямо признав, что с материальной стороны земельный вопрос вполне может быть разрешен путем национализации, Столыпин указывает и на нежелательные последствия принятия этого проекта. Например, он предостерегает, что уравнительный принцип наделения землей в дальнейшем будет сдерживать развитие земледелия и приведет к его отставанию от других стран, что в таком случае "вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена".

И лишь после этого в качестве прогрессивной альтернативы Столыпин излагает правительственный проект (хутора, отруба, переселение на свободные сибирские и иные просторы, финансирование этого переселения из казны, а также льготное кредитование крестьян в дальнейшем), реализация которого и получила название столыпинской земельной реформы.

При этом ее автор совсем не предстает таким уж противником крупного и общинного хозяйствования и сторонником только крестьян-единоличников или семейных ферм. Напротив, он заявил: "Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная".

Когда три года спутя Столыпин вместе с министром земледелия Кривошеиным объехали четыре сибирские губернии и шесть уездов (в том числе Славгородский), то они в своем отчете отметили, что переселенцы в Сибири предпочитают селиться кучно, образуя крупные села и сообща выполняя многие работы. И это наблюдение заканчивается выводом, что если крестьяне сами так решили, если им так удобнее и выгоднее, то этому ни в коем случае нельзя препятствовать.

Подобное место есть и в речи 10 мая 1907 года. Отвергнув в целом проект партии народной свободы как нежизненный, Столыпин заключает: "Но между мыслями, предложенными докладчиком партии народной свободы, есть и мысль, которая должна сосредоточить на себе самое серьезное внимание. Докладчик заявил, что надо предоставить самим крестьянам устраиваться так, как им угодно. Закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, хотя бы эти теории и признавались законодателями совершенно основательными и правильными. Пусть каждый устраивается по-своему, и только тогда мы действительно поможем населению. Нельзя такого заявления не приветствовать, и само правительство во всех своих стремлениях указывает на одно: нужно снять те оковы, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает".

В целом Столыпин предлагал в основном идти на переселение малоземельных крестьян за Урал и не трогать или почти не трогать помещичьи хозяйства, считая, что нельзя рушить эти очаги культуры и прогресса на селе. И даже расшифровывал: это севообороты и передовая агротехника на больших площадях, это содержание более породистого скота, это очаги распространения грамотности, возможность хорошего социального обустройства и решения многих других проблем.

Вообще чуть ли не любой отрывок из той столыпинской речи звучит актуально, заставляя соотносить тот день и сегодняшние реалии. Вот яркий тому пример: "В настоящее время государство у нас хворает, – до конца откровен глава правительства. – Самой больной, самой слабой его частью, которая хиреет, которая завядает, является крестьянство. Ему надо помочь. …Надо дать толчок организму, создать прилив питательных соков к больному месту, и тогда организм осилит болезнь; в этом должно, несомненно, участвовать все государство, все части государства должны прийти на помощь той его части, которая в настоящее время является слабейшей. В этом смысл государственности, в этом оправдание государства как одного социального целого. Мысль о том, что все государственные силы должны
прийти на помощь слабейшей его части, может напоминать принципы социализма; но если это принципы социализма, то государственного, который применялся не раз в Западной Европе и приносил реальные и существенные результаты".

Главный урок Петра Столыпина, думаю, в том, что он считал крестьянина солью земли русской и искренне стремился сделать все для его процветания и благополучия. В приближении к современной стилистике речь идет о кормильце, гаранте продовольственной безопасности страны и соответствующем к нему отношении.

P.S. Как это было. Для столыпинских переселенцев был установлен льготный железнодорожный тариф. В Сибири каждая переселенческая семья получала в среднем 165 рублей, на Дальнем Востоке – свыше 200 (для масштаба: хорошая корова в то время стоила 5-8 рублей, лошадь 3-5). В дальнейшем выдавался льготный землеустроительно-мелиоративный кредит. Крестьянский банк под залог земли давал кредиты на любые цели. За счет переселенцев население Сибири только за 1907-1909 годы увеличилось с 4,5 млн. человек до 6 миллионов.

Фоторепортаж