ПУCТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ ЗАКОН

00:00, 17 июня 2010г, Общество 1826


ПУCТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ ЗАКОН Фото №1

Почему-то деятельность Петра Столыпина на посту председателя правительства Российской империи связывают только с аграрной реформой. Да, это было знаковое событие в истории России, но на самом деле круг интересов Петра Аркадиевича как государственного деятеля и публичного человека был настолько широк, что трудно даже себе представить.

Изучая деятельность Столыпина на посту председателя правительства Российской империи, необходимо понимать, что далеко не все зависело от его желаний. Противников модернизации России всегда хватало как внутри самой страны, так и за ее пределами. Они и тогда были и сегодня готовы на все: от распространения обычной лжи до убийств.

Государство, власть, народ

Свое видение государственного устройства Российской империи Столыпин изложил в речи в Госдуме 6 марта 1907 года. Петр Аркадиевич слыл монархистом и слово «конституция» старательно избегал. В то же время пусть и иными словами он государственный строй в России определял как конституционную монархию и считал, что именно под это необходимо реформировать страну, в том числе и ее управление.

Говоря о монархизме Столыпина, следует уточнять, о чем идет речь. Он в монархе в первую очередь видел верховную власть, необходимую для сбалансирования работы законодательной, исполнительной и судебной властей и для принятия экстраординарных мер в случае необходимости. Как ни странно это прозвучит, но Петр Аркадиевич считал возможным критику монарха со стороны граждан. Так, в своей речи по вопросу Финляндии он анализирует действия всех монархов от Александра Второго до Николая Второго в отношении этой части империи и считает их губительными для империи. Председатель правительства даже подсчитал, что каждому жителю внутренних, исконно русских губерний содержание княжества обходится в 6 копеек. Более того, он не видел смысла, не изменив политики по отношению к царству Польскому и княжеству Финляндскому, держать их в составе империи.

Столыпин четко представлял, с кем и с чем имеет дело. Государственный совет, возглавляемый императором, он называл высшей правящей бюрократией и говорил, что там представлены интересы, а не народ. Из-за бесконечных задержек и согласований Государственную думу считал «царством вермишели». И заявлял с трибуны, что Госдума - не судебное учреждение. Она должна объяснять жизненно важные моменты государства. А если не может или не успевает это делать, значит, данная обязанность ложится на правительство. «В отличие от законодателей исполнительная власть обязана предвидеть чрезвычайные ситуации и сообразовывать свои действия с последствиями», – считал Петр Аркадиевич. Кроме того, он утверждал, что «правительство - это не только высшее административное место, но и политический факт» и «у правительства также должны быть политические идеалы, и оно не имеет права позволять бесконечно вертеть законодательное колесо».

По замыслам Столыпина, основной единицей управления государством должно было стать земство, всесословная волость. При этом действовать она должна была на основании общероссийских законов на территории всей страны.

В ведение волости передавались земли, имущество и люди, проживающие на ее территории, а также воинская повинность и сбор налогов. Руководителей волости избирало само население. Для работы в земстве вводился налоговый ценз. Кстати, идея здравая и для нашего времени.

Из числа жителей волости выбирался мировой судья. В его ведение передавались все споры, тяжбы и уголовные дела, кроме тяжких, а также направленных против государства, императора и его семьи.

Деятельность местного самоуправления контролировал участковый комиссар, но он не имел права на единоличные решения. Все споры разрешались в административно-судебной коллегии в состязательном порядке. В этой же коллегии в таком же порядке рассматривались и жалобы на действия чиновников.

Особым образом рассматривался вопрос о землях сельхозназначения. С одной стороны, исполнение законодательства о земле передавалось на уровень волости – создавалась из местных жителей специальная комиссия. С другой – государство брало на себя обязательства обеспечить работу этих комиссий технически и финансами. Таким образом, через своих специалистов, направленных на решение конкретных земельных вопросов, оно контролировало законность деятельности общественных структур.

Многое из задуманного в этом отношении Столыпину удалось сделать. Например, создать всесословные волости и мировые суды. Но времени для осуществления всех идей и укрепления уже созданного ему история отпустила очень мало. И тем грандиознее сегодня видятся замыслы Петра Аркадиевича по созданию государства, где должен был главенствовать закон. Он утверждал, что в создаваемом им и его сторонниками Российском государстве перед законом должны быть все равны.

Фоторепортаж