ПОСЕВНОЙ ЭКЗАМЕН

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ N 51 ТАЛЬМЕНКИ ГОТОВЯТ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВЛАДЕЮЩИХ СЕКРЕТАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

00:00, 18 июня 2010г, Общество 1591


ПОСЕВНОЙ ЭКЗАМЕН Фото №1

…Максиму Шишигину всего семнадцать. В лицее N 51 он учится с прошлого сентября. Чтобы стать мастером сельскохозяйственного производства, уже многое освоил. Трактор под управлением Максима идет по полю плавно и послушно.

Когда мы с преподавателями лицея подъехали на «уазике» к экспериментальному полю, которое как раз обрабатывали Максим и его одногруппники Сергей Будаев и Виталий Хомутов, мастер производственного обучения Михаил Лещенко махнул им рукой, окинул потеплевшим взглядом поле, и стало понятно: парни все делают правильно.

Михаил Лещенко рассказывает: «У нас в научном обществе работает звено из 6 человек. Занимаемся биологическим земледелием. Максим – один из лучших…»

 

Умная технология

Экспериментальная площадка – поле площадью 100 гектаров, где второй год возделываются культуры элитных сортов с применением технологии биологического земледелия. Посевными и уборочными работами руководит заместитель директора ООО «Золотая нива Алтая» агроном с большим опытом Валерий Мошкин.

Нынче ученики лицея впервые самостоятельно ведут сев культур элитных сортов.

Валерий Мошкин говорит: «Я первым в крае начал применять технологию биологического земледелия. Ее особенность в том, что зерновые возделываются в этом случае с учетом законов сортосмены и минимальной обработки почвы». Например, горох оставляет после себя много азота и органики в почве, а эти вещества очень полезны для пшеницы. Ее и следует сеять на то поле, где до этого собрали горох. Если умно чередовать культуры, почва отдаст земледельцу гораздо больше, чем он мог бы рассчитывать при бездумном подходе.

Для Валерия Мошкина это уже 44-я посевная. С лицеем сотрудничает с энтузиазмом. Ему нравится, что молодые люди приобретают профессию земледельца. Он и сам впервые сел за руль трактора в 17 лет на пришкольном участке.

Кто, если не мы?

Спрашиваю у директора лицея Игоря Жаркова, почему они выбрали именно технологию биологического земледелия?

Объяснил, что на Алтае подходящие условия, но работа по сортосмене и сортообновлению пока не удовлетворяет потребности хозяйств. Основная причина – недостаток компетентных специалистов сельского хозяйства.

А КГОУ НПО «Профессиональный лицей N 51» – одно из старейших учебных заведений по подготовке кадров для сельхозпроизводства. Организован 5 ноября 1935 года. Где же как не здесь
обучать биологическому земледелию? Преподаватели лицея разработали программу, которую защитили в АКИПКРО, получили положительное экспертное заключение.

Теперь на занятиях учащиеся изучают вопросы минимальной обработки почвы, знакомятся со способами защиты растений с помощью биопрепаратов нового поколения при полном отказе от пестицидов. Всего модернизировали программы по шести предметам. Кроме этого появился спецкурс «Основы биологического земледелия». Для закрепления практических навыков привлекают учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Создали научное общество учеников, которое работает под руководством мастеров производственного обучения и заместителя директора по учебно-методической работе.

«Элитным семеноводством» занялась подгруппа под руководством мастера производственного обучения Марины Золатаревой. При этом в экспериментальную деятельность включились учащиеся, получающие профессию – хозяйка усадьбы. На втором курсе им преподают основы плодоовощеводства. Они самостоятельно в лабораторных условиях определяют посевные качества семян и сравнивают их с показателями инспекции.

Выпускники выходят в мастера

…Пока осматривали поля, подошло время обеда. Кухня здесь своя. Повар Елизавета Щенякина – в прошлом выпускница лицея N 51 – теперь учит кулинарным премудростям первокурсниц Яну и Олю. Судя по тому, с каким аппетитом поедали приготовленный ими обед и ученики, и мастера, Яне и Оле все удается.

Кстати, в учебном хозяйстве и овощи все свои. На огороде под руководством мастера Татьяны Ларькиной отрабатывают практику второкурсницы. Татьяна тоже когда-то сама училась в лицее, а теперь работает.

Фоторепортаж