Знатные «доспехи» за ратные успехи

00:00, 09 октября 2013г, Спорт 2801


Знатные «доспехи» за ратные успехи Фото №1

Краевой музей алтайского самбо, расположенный в барнаульской 108-й (ныне 113-й) школе, позволяет окунуться в эпоху расцвета этого национального единоборства, несколько десятилетий переживавшего настоящий бум в крае, оживить хронику событий тех лет языком сверкающих экспонатов: кубков и медалей, афиш, уникальных фотографий.

«У нас – не музейчик!»

Театр начинается с вешалки, а музей самбо начинался с одного стенда в другом музее – истории Ленинского района. Экспозиция переросла в самостоятельную единицу в 2002 году, сегодня она размещается в двух больших залах. Инициаторами создания музея стали его нынешний руководитель ветеран этой школы Людмила Фукс и заслуженный тренер Советского Союза по самбо, судья международной категории экстра-класса Валерий Метелица, которого друзья в шутку называют ходячей энциклопедией. Он давно увлекается коллекционированием всего, что касается любимого вида спорта. Недаром музей называется «Самбо – любовь моя».

– Я по натуре своей архивариус, – говорит Валерий Андреевич. – У меня и дома всё, что можно, забито различными положениями, вызовами, грамотами, медалями, значками. Часто приглашаю в музей ветеранов самбо. Многие из них сначала представляют себе нечто убогое, посредственное, этакий домашний музейчик, а потом глаза у них загораются, выражение лица меняется.

На входе посетителей встречает портрет Анатолия Харлампиева – основоположника этой комплексной системы самозащиты без оружия. Снимок сделан Валерием Метелицей в московском спорткомплексе «Крылья Советов» четверть века назад, на 40-летнем юбилее самбо, незадолго до смерти Анатолия Аркадьевича.

Чуть ниже красуется скульптура, на которой два борца застыли в схватке. Этот сувенир привезён в 1978 году с испанского чемпионата мира. Валерий Андреевич был на нём судьёй, а известные алтайские борцы Владимир Шкалов и Алексей Таскин выиграли «золото»: первый – среди взрослых, второй – среди молодёжи.

Самый дорогой сердцу Метелицы экспонат – огромная медаль диаметром около 20 см и весом с полкилограмма, на которой выгравировано: «Самбо, Алтайский край, Кубок СССР, 1974 год». Отливали её на моторном заводе специально к Кубку Советского Союза, который проходил в краевом Дворце спорта.

– Гости приехали со всего Советского Союза, – комментирует Валерий Метелица. – И эти большущие медали из сплава алюминия с латунью мы вручали ветеранам самбо. Помимо этого, в Барнауле на шикарном уровне были проведены три чемпионата России, два чемпионата СССР, два юношеских первенства Советского Союза, три международных турнира и шесть всесоюзных.

Великий, как Советский Союз

В центре второго зала – стенд, посвящённый Владимиру Шкалову, пятикратному чемпиону мира, восьмикратному чемпиону СССР в тяжелом весе. За всю историю самбо на Алтае выросло двое заслуженных мастеров спорта, 12 международников, более 200 мастеров спорта, так что материалов для этого музея предостаточно. Особенно если учесть, что здесь представлены и первопроходцы его развития: ДСО «Динамо», ДСО «Буревестник» с его «Политехом» и другие города и районы края, где этот вид борьбы успешно развивался. Есть также стенды Михаила Тимошечкина, Игоря Аргудяева, Виктора Березина, Геннадия Федотова, Владимира Ерёмина, Виктора Чурикова, Виктора Репина и многих других ярких личностей в истории алтайского самбо.

В этот ряд можно поставить и Владимира Ненахова, чьи фотографии, биография и вырезки из газет также представлены в музее. 19-летний спортсмен погиб в авиакатастрофе, возвращаясь домой из Баку, где занял первое место на чемпионате Вооруженных Сил СССР по самбо. Самолёт потерпел аварию недалеко от Алма-Аты: из-за вибрации одно из крыльев не выдержало. Урну с прахом схоронили на Власихинском кладбище Барнаула, провожали всем самбистским миром Алтая. На надгробье нанесены слова: «Так случилось – крыло отвалилось…»

На другом стенде – «доспехи» самого Валерия Метелицы: самбовка – борцовская куртка, в которой он одержал победу на чемпионате мира среди ветеранов. На ней – автографы всех членов сборной России. Также стоят борцовки – специальная обувь, в которой спортсмены выходят на ковёр.

Среди экспонатов есть и неожиданные предметы: например, монгольская «скрипка» – морунхур со струнами из бычьей жилы. Валерию Метелице её подарили на чемпионате мира по самбо в Улан-Баторе в необычных обстоятельствах. Борьбу в Монголии любят и стар и млад. Поэтому сказать, что финал монгола с болгарином, который доверили судить Метелице, вызвал большой ажиотаж, – это ничего не сказать.

– По ходу поединка между ними была трудная ничья. Но вот болгарин провёл приём, я оценил его в один балл, – вспоминает Валерий Андреевич. – Налетели со всех сторон: остановите встречу. Вы что делаете? После долгих разбирательств главный судья предложил вернуться судьям на ковёр и ещё раз оценить действие борцов, но прежде… хорошо подумать. Он явно полагал, что мы благоразумно изменим своё решение. Боковой судья так и поступил: дал отмашку и жест, отменяющий оценку. Я поднял руку и показал: балл. Руководитель ковра меня поддержал и в результате победил болгарин. Начались угрозы, меня с сопровождением отвели в гостиницу, чтобы не побили. Вечером пришёл представитель болгарской делегации, поставил на стол коньяк и говорит: «Валерий Андреевич – ты великий, как весь Советский Союз». На следующий день один из монгольских зрителей – бывший борец – подошёл и со словами, что я – настоящий мужик, подарил мне этот национальный музыкальный инструмент своего изготовления.

В залах представлена лишь часть экспонатов, но и этого достаточно, чтобы запечатлеть все вехи 50-летнего развития краевого самбо.

– Всё выставить и показать не можем – просто не хватает места, – говорит Людмила Фукс. – Материалов у нас очень много, почти пять тысяч экспонатов.

Новости партнеров
Фоторепортаж