«А сердце, как прежде, горит…»

Владимир Емельянович и Мария Филипповна Самошкины вот уже 60 лет вместе, рука об руку – и на работе, и дома

00:00, 11 октября 2013г, Общество 2034


«А сердце, как прежде, горит…» Фото №1

Сельская школа, которой ветераны педагогического труда Самошкины посвятили целую жизнь, снится им по сей день. Их общий стаж – более 90 лет. Быть одновременно супругами и коллегами вовсе не в тягость. Напротив, когда самый близкий человек – твой единомышленник, это счастье, считают Владимир Емельянович и Мария Филипповна.

Две судьбы

Они уроженцы Воронежской области. Владимир Самошкин родился в селе Петровском Борисоглебского района в 1924 году, он старше Марии Филипповны на 6 лет. Окончил школу-семилетку, получил несколько специальностей: трудился комбайнером, слесарем-электриком, крановщиком… Началась война. В армию его призвали в ноябре 1942 года, направили в пехотное училище. Через 8 месяцев нужно было сдавать экзамены, но курсантов в срочном порядке отправляют на фронт, так и не присвоив никакого звания.

Рядовой Самошкин попадает в воздушно-десантную бригаду, учится прыгать с парашютом. Сначала битва за Днепр, потом – Белоруссия. Там в окрестностях небольшой деревушки Марьина Горка наши солдаты сутками находились в полной боевой готовности. Но противник уходит все дальше, и десантников перекидывают в Венгрию. В марте 1945 года Владимир Емельянович получает серьезное ранение в бедро, после которого на протяжении нескольких лет была не одна операция. В результате левая нога оказалась короче правой и нормально уже не функционировала.

Он, инвалид I группы, понимал, что ни по одной из полученных специальностей работать больше не сможет. Но как не хотелось быть обузой государству! Решил пойти в учителя и поступил в Борисоглебское педагогическое училище.

Мария Филипповна тоже из крестьянской семьи. Родилась в селе Чехуровка Кантемировского района. Когда началась война, ей было 10 лет. Отец ушел на фронт и пропал без вести. Мама осталась с тремя детьми, Маша – самая старшая.

В мае 1942 года, когда Маша Дыченко успешно окончила четвертый класс, в Чехуровку нагрянули немцы. Женщин и детей отправили на станцию Кантемировка.

8 месяцев 11-летняя девочка провела в концлагере за колючей проволокой. Трудилась наравне со взрослыми – разгружала вагоны. Огромные, тяжеленные ящики, наглухо заколоченные гвоздями. А что было в этих ящиках? Неизвестно. Жили в бараке. Питались болтушкой из отрубей да мерзлой картошкой. Немцы собирались переправлять узников в Германию, но в декабре пришли наши.

Семья Дыченко вернулась в родное село в отчий дом, где ее ждала старенькая бабушка. Осенью 1943 года Маша снова пошла в школу. Семь классов окончила на пятерки. А когда объявила, что хочет учиться дальше, мама запричитала: «Ну куда ты собралась? Тебе даже надеть нечего…» Маша упрямилась: «Все равно пойду!»

Без экзаменов отличницу приняли в Богучарское педучилище, где в свое время учился писатель Михаил Шолохов. Ежемесячная стипендия 120 рублей для девочки из бедной семьи, где работала только одна мама за трудодни, была целым состоянием. Жила в общежитии, кормили два раза в день – утром и в обед, а ужина не было. Мечтала поскорее начать работать.

Милый друг, вот и прошли годы разлук…

Они познакомились в 1950 году в Липецке. За хорошую учебу в педучилище Мария была награждена путевкой в санаторий, где поправлял свое здоровье и фронтовик Владимир Самошкин. Оба были студентами. Молодые, симпатичные. Завязалась дружба.

После учебы Мария Филипповна по распределению попала в Кытмановский район Алтайского края, а Владимира Емельяновича судьба забросила в Амурскую область. Он трудился воспитателем в детском доме, параллельно поступил в Благовещенский учительский институт. Она устроилась учителем начальных классов в маленькую школу таежного поселка Сунгай. Когда здесь построили новую школу и открыли 5 класс, Мария Филипповна вела еще русский язык, литературу, ботанику, географию, немецкий язык. Она да Мария Богомолова – вот и весь педагогический состав Сунгайской школы. Учителей тогда не хватало.

И все это время Мария Дыченко и Владимир Самошкин писали друг другу нежные письма. Но наступил момент, когда пора уже было что-то решать. Фронтовик призадумался: запала кареглазая девчонка в душу, не хотелось ее терять. И в 1953 году поехал на Алтай жениться.

А времена непростые. В Амурскую область можно было попасть только по специальному пропуску. Муж вернулся обратно, а супруга осталась дожидаться разрешения. И только через несколько месяцев смогла приехать к Владимиру Емельяновичу на Дальний Восток. Здесь стала преподавать немецкий язык, которым хорошо владела еще со школы. Прожили год. Родилась дочь Ирочка. Детского сада не было, родственники далеко. Затосковала Мария Самошкина. Начала просить мужа вернуться в Кытмановский район, который уже успела полюбить всей душой. И до Воронежа отсюда ближе.

Без отпусков

В 1954 году приехали в кытмановское село Сосновый Лог. И закрутилось.

Владимир Емельянович становится директором школы, параллельно преподает биологию, химию, географию, а поскольку до войны приобрел рабочие специальности, то еще и труд. Окончив заочно Благовещенский учительский институт, поступает в Бийский пединститут на географический факультет, потом переводится в Горно-Алтайский. Мария Филипповна работает учителем начальных классов. Появляются на свет дети – сын Юра и дочь Инна.

Самошкиным не сидится на месте, они часто переезжают. Владимир Емельянович был также директором школ в селах Октябрьское, Старая Тараба. Но после нескольких лет скитаний семья снова возвращается в Сосновый Лог. Здесь педагоги трудились до выхода на пенсию и прожили последние 40 лет.

Работали в две смены. Трое детей, садика не было. Старшая Ирина первый год жила в Воронежской области у бабушек. Потом – как придется. С малышами сидели соседи да ученики.

Когда дети выросли, Мария Филипповна поступила в Бийский педагогический институт на факультет филологии, который успешно окончила в 50 лет. И преподавала в Сосново-Логовской школе еще 23 года. Отличник народного просвещения, почетный гражданин Кытмановского района, она всегда была активной и энергичной.

– Мы работали как одержимые, – улыбается собеседница. – Володя вообще сутками в школе пропадал. Он директор, бухгалтер, завхоз – все в одном лице. И ограду городил, и дрова для школы сам заготавливал. Вместо отпуска – лето в лесу с двуручными пилами. Еще учебно-опытный участок возле школы он заложил. Выращивали зерновые, плодово-ягодные культуры, овощи. И совещания да собрания через день. А общественная работа – как же без нее? И в походы ходили с ребятишками по селам.

– А сейчас скучаем. Мне такая жизнь очень нравилась, – вздыхает Владимир Емельянович. – Нам обоим до сих пор часто снится: то урок ведем, то экзамены сдаем. Мы не привыкли дома сидеть, нам надо было постоянно в коллективе вращаться.

Самошкиных очень любили ученики. Многие из них стали учителями и посвятили свою жизнь разным сельским школам родного Кытмановского района, как, например, Тамара Загуменова, Любовь Шурупова, Светлана Пегова, Людмила Легостаева, Татьяна Фефелова, Валентина Краснова, Нина Танкова, Лидия Граф…

На Самошкиных равнялись коллеги. Для учителя начальных классов кытмановской средней школы № 2 Натальи Веретельниковой первым рабочим местом была Сосново-Логовская восьмилетняя школа. Наталья Михайловна вспоминает:

– Я приехала в Сосновый Лог после педучилища в 1986 году. В то время Владимир Емельянович уже ушел с должности директора, но остался преподавать. И его место заняла Мария Филипповна. Директором она была недолго, но такого удивительного человека – доброго, отзывчивого, профессионала своего дела – я никогда не встречала. Они оба замечательные. Всегда вместе, друг от друга ни на шаг. Мы любовались ими и ходили к ним советоваться. Самошкины умели сплотить людей, наш коллектив был очень дружным. Я проработала в Сосново-Логовской школе 10 лет, и это был самый интересный, насыщенный период моей жизни.

Их продолжение

Почти 40 лет отдал педагогическому труду фронтовик Владимир Самошкин, которого стать учителем заставила война. 32 года он был директором. На вопрос: как работалось под руководством мужа – Мария Самошкина отвечает:

– Очень хорошо! Мы всю жизнь помогаем друг другу, поддерживаем во всем.

Никто из детей не пошел по стопам неутомимых родителей-тружеников, сын и дочери состоялись в других профессиях. Юрий – бывший военный, сегодня работает инженером в Барнауле. Ирина – хирургическая медсестра, более 40 лет посвятившая Кытмановской ЦРБ. Инна – акушерка в Советском районе.

Из пяти внуков лишь старшая Надежда стала педагогом: живет в Кемеровской области, преподает историю в гимназии. У Самошкиных подрастают четыре правнучки. Кто знает, возможно, это будущие учителя. По крайней мере, прабабушка и прадедушка были бы рады. Ведь сейчас в школах (и в городских, и в сельских) создаются такие условия для работы, о каких наши герои в свое время даже мечтать не могли.

Они считают себя счастливыми, хотя их жизнь легкой не назовешь. Не так давно у Владимира Емельяновича начались серьезные проблемы со зрением. Сегодня он практически слеп. А Мария Филипповна, как и в былые времена, всегда рядом, остается ему верной спутницей, настоящей палочкой-выручалочкой. Несмотря на трудности, Самошкины по-прежнему полны оптимизма, их неиссякаемой энергии можно только позавидовать.

Год назад переехали из Соснового Лога в райцентр Кытманово. Из частного дома перебрались в благоустроенную квартиру в двухэтажке. Мария Филипповна и здесь нашла себе занятия по душе: на небольшом участке выращивает овощи, вместе с соседкой Любовью Прудиевой оформила цветник. В этом году своими силами произвели ремонт в подъезде на первом этаже, починили крыльцо (правда, тут без мужских рук не обошлось). А еще 83-летняя женщина взяла на себя обязанность каждый день подметать во дворе. И ее стараниями, а также при помощи других неравнодушных граждан была сооружена площадка для отдыха под открытым небом со столиком и скамейкой. Сюда Мария Филипповна каждый день приводит мужа
подышать свежим воздухом.

Ольга РОДИОНОВА

Фоторепортаж