В чём сила, брат?

Должно быть, в правде и трепетном отношении к любимому делу

00:00, 08 ноября 2013г, Общество 2303


В чём сила, брат? Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Насколько известно, в крае действуют свыше 3000 строительных и проектных организаций, предприятий стройиндустрии, производителей материалов. В них занято около 30 тыс. человек. И люди – это самое дорогое, чем в избытке располагает отрасль, как, впрочем, и любая другая.

Люди

Еще летом, в преддверии Дня строителя, редакционная судьба свела меня с Евгением Волосиновым, начальником участка строительного управления-11 известной в регионе компании «СтройГАЗ». Среди прочего предприятие возводит в краевом центре жилой комплекс на ул. Антона Петрова, 254. И в ходе знакомства неожиданно выяснилась интересная вещь. Оказывается, в строительной области фамилия Волосиновых весьма известна. Более того, у них там образовалась целая семейная династия.

По трудовому стажу лидирует мама Нина Александровна. Она отдала «СтройГАЗу» 35 лет и ныне руководит бригадой штукатуров-маляров. А вместе с Евгением в СУ-11 трудится мастером старший брат Константин. О нем сегодня и пойдет речь.

Как и тогда, в августе, на пятачке в 36 тыс. квадратов грузно ворочаются краны, суетится трудовой люд, буквально на глазах тянется в небо очередная барнаульская многоэтажка. Очень, кстати, оригинальная с виду.

– Это будет жилое здание в разных уровнях, – поясняет Евгений Викторович. – 12, 14, 15 и 16 этажей, что называется, в одном флаконе. На 616 квартир. Плюс две подземные парковки.

– В общем, планы с прошлого раза не изменились, – замечаю. – А где же сам Константин?

– Руководит процессом, – отвечает. – Сейчас позовут.

На объекте в целом занято 50-60 человек, график скользящий. На месте помимо мастера постоянно находятся все тот же начальник участка и прораб. Проект, вы уже поняли, весьма сложный и по исполнению, и по размаху. Но сей факт здесь никого не пугает. В профактиве команды есть 17-этажный монолит на ул. Молодежной, 53 и прочие серьезные здания.

– В данной сфере я с 2011 года, – рассказывает прораб Виталий Богатов. – Константин еще на Молодежной нам помогал немного. А когда перешли сюда, на улицу Антона Петрова, он конкретно взялся за основные работы. Отвечает за контроль производства. Систему знает. На данный момент у него в подчинении четыре бригады. А люди разные. И надо их организовать, проследить исполнение, обеспечить качество… Всякое бывает. Случается, и на нервах день проходит. Впрочем, долго нам нервничать некогда: cпецифика не позволяет. Иначе говоря, живой организм.

– Мы бурим отверстия под коммуникации, – вступает в разговор управляющий фирмой-субподрядчиком «АлтайПРОГРЕСС» Валерий Морозов. – Готовим отверстия в бетоне под внутреннюю разводку. Занимаемся мягкой кровлей. С Костей пересекаемся каждый день. От-лич-ней-ший человек (восклицает шутливо)! Нет, серьезно, парень очень хороший. И подскажет, если надо, и поможет.

– А чего помогать-то? – недоумеваю. – Вы же профи. И, насколько я помню, в «СтройГАЗе» с иными связываться не станут.

– Разумеется, мы спецы каких поискать, – улыбается Валерий. – Но взять, к примеру, башенный кран. Он же не всегда свободен. А у нас работа встала. Константин берет рацию и оперативно разруливает ситуацию. Типа бетонные дела пока отставить, бурильщикам груз поднять надо. Другими словами, может грамотно определить приоритеты, правильно скоординировать. Конфликты умеет сгладить и, если надо, за крепким словцом не постоит.

Сантименты

С ветреного, пасмурного дня в теплый вагончик бытовки заходит Константин. Крепкий, бодрый.

Биография у старшего из братьев, в общем-то, обычная. Родился, учился, женился… Вместе с супругой Ольгой (школьный психолог) воспитывает шестилетнего сына Федора. Тот души не чает в разных игрушечных авто: ну очень их у него много! На днях купили ему раздвижной стол-парту, можно регулировать на вырост.

О семье вообще говорит с искренним удовольствием. И считает лучшим отдыхом совместную вылазку на природу. Обильное на солнышко прошлое лето и совпадение отпусков дали возможность всласть покататься по краю и даже занырнуть в Горную Шорию – на родину тестя. Однако любым красотам предпочитает тихий домик в Бобровке недалеко от Барнаула. Живописный населенный пункт. Лес и речка, чистый воздух и милый сердцу покой.

– Константин Викторович, мне тут шепнули, что вы по рождению первоапрельский. Это правда? Наверное, родители сначала не поверили даже?

– Так и есть, дата рождения – предмет семейных подначек, – смеется. – Появился на свет 1 апреля 1979 года. Папа и мама жили тогда в отчаянного вида малосемейке в Нахаловке (один из старых районов северо-восточной части Барнаула. – Прим. авт.). До сих пор помню длинный коридор и множество дверей с каждой стороны.

Постепенно Волосиновы улучшали жилищные условия. Во многом благодаря стараниям хранительницы домашнего очага Нине Александровне. Строителям тогда давали квартиры более-менее регулярно – за выслугу лет, за старания. Конечным пунктом семейства стала квартира на ул. Панфиловцев.

– Там и младший Женя родился, – продолжает Константин. – Получается, я старше его на шесть лет. Отец Виктор Александрович вспоминает, мол, братца я встретил спокойно, без ревности, а вслух логично рассудил: нужно будет поделиться машинками. Пылинки с него не сдувал, но, случись неприятность, защищал, конечно.

Детство, оно и есть детство. Трава зеленее, деревья больше, рассветы краше, а дружба крепче, и жизнь интереснее. Никаких тебе компьютеров, игровых приставок. Всем заправляла его величество улица!

– Резались во дворе в «квадрат», «двенадцать палочек», «пекаря», – вспоминает собеседник. – Зимой, само собой, шайба-клюшка, летом – футбол-велосипед. Обязательные мальчишечьи стычки. Не без этого, как у любых нормальных пацанов. Родители со скандалами нас домой загоняли. На орехи порой перепадало изрядно.

В одном доме жили, скопом росли, вместе учиться пошли. Артем Анисимов, Серега Зуев, Андрюха Матыцын, Юрьев Сашка... Константин с ними общается и сейчас. Но тут, к сожалению, вмешиваются современные обстоятельства. Работы и бизнеса много, а личного времени мало. Благо еще не отменили «Одноклассников» в социальных сетях.

Школа

– «Школьные годы – золотые годы, – вещали когда-то мудрые педагоги. – Ребята, не торопитесь взрослеть», – рассуждает Волосинов. – Через «Одноклассников» удалось найти тех, с кем, казалось бы, давно потерял связь. Удалось даже возобновить переписку с любимой учительницей Татьяной Григорьевной Гриценко. Общаемся. Кстати, мы ведь с женой Олей тоже ходили в одну школу. Правда, не встречались, но и такое совпадение имеет место.

Любимых уроков Константин особо не выделяет. Разве что немецкий язык. В первый же день занятий схлопотал двойку, и она, как ни странно, послужила стимулом к усиленному изучению предмета. Дескать, до того стало обидно, что сразу взялся за ум. Потом добавились русский язык, литература. Распробовал истинный вкус геометрии. Задачки на построение фигур щелкал с удовольствием.

Оба брата всячески подчеркивают: выбор строительной профессии для них не определялся сторонним воздействием. Решали самостоятельно, в субъективном порыве и для каждого в отдельности.

– Батюшка ваш служил в органах внутренних дел, ныне пенсионер, – вспоминаю. – Почему результатом стал, образно говоря, мастерок, а не погоны правоохранителя?

– Просто мы с Евгением из двух путей выбрали тот, которой по душе, – отвечает Костя. – От папы, думаю, мы переняли его строгость и аккуратность. А мама привила нам усидчивость. (Заметьте, не мать, не матушка, но мама!)

Однако рискну предположить: определенное стечение факторов сыграло-таки ключевую роль. Судите сами. По складу характера и школьным влечениям Константин – завзятый гуманитарий, но в одночасье полюбил геометрические изыскания. Потенциальный созидатель!

Другая школа

– А мне еще и физкультура нравилась, – продолжает он. – И обеспечение безопасности жизнедеятельности. Преподавал оные офицер-отставник. Педагог с большой буквы, личность грандиозной жизненной закалки – Михаил Пономарев. Ребята на него едва ли не молились. Однажды на межшкольных соревнованиях по легкой атлетике я попал в самую бегучую пятерку. И Михаил Капитонович волевым решением освободил меня и от физкультуры, и от ОБЖ. Так сказать, рассмотрел талант, отправил заниматься в детскую спортивную школу.

По словам Константина, отучился вполне нормально. Троечки проскользнули, но он их не стесняется. Хватало и четверок с пятерками. Друзья по большей части двинули в машиностроительный техникум. А Викторович получил аттестат об окончании одиннадцати классов и пошел в армию. Служил на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, в войсковой части Федерального дорожно-строительного управления. Дорожник в погонах… А я вам и говорю: «Созидатель!»

После армии поступил в Барнаульский строительный техникум по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». И учился, и трудился. Собственно, он еще перед армией успел припотеть на рабочем месте – слесарем в отделе главного механика СУ-33 «СтройГАЗа».

– 1996-1997 годы – время нелегкое, – делится. – И с работой лихорадит, и с зарплатой. Но после армии сразу взгляд упал на стройку. Да меня, собственно, больше никуда и не тянуло. Хотя открывалось множество путей. Просто спокойно взвесил силы и возможности, хорошенько подумал и трезво рассудил. Если строительный техникум окончил, то что тогда с места на место скакать?

– Значит, не поскакун, не перелетная птица?

– Нет, конечно, – подтверждает. – Впрочем, что греха таить, случались перемещения. Я же говорю, время трудное было. С деньгами прямо беда. Пришлось с годик потрудиться на железной дороге, на заводе. Тоже какой-никакой, а опыт.

– Свою первую рабочую смену помнишь?

– В общем-то, ничего фантастического, – рассказывает. – Дали отбойный молоток – и вперед. Раньше работали по восемь часов, а не вахтами, как нынче. Звеньями по два или по четыре человека. И пашешь весь месяц. Отстоял, выдержал, значит, строитель. В принципе, так и происходил отсев в бригадах. И крепче меня ребята попадались, а не выдерживали и уходили.

– Домой, поди, еле приползал? – не отстаю от него.

– Вот когда и приползал, так это с железной дороги, – говорит с улыбкой. – Там я в полной мере ощутил тяжесть физического труда. Ковырять лопатой бетон – это одно. Да, тоже на жаре и на холоде. Однако на стройке нет очень жестких сроков. Типа у тебя есть пять минут, а не то мир рухнет. «Железка» – нечто иное. График должен соблюдаться как по нотам. Даже среди самого низшего звена – монтеров пути. Иначе наказывали по полной программе.

– Определенно есть особая специфика в нашей работе, – резюмирует его брат Евгений Викторович. – Особенно зимой. Тот же молодой человек способен обучиться месяца за три – были бы старание, желание. Ну и знание теории не помешает. Лично меня барнаульский политех хорошенько ею обеспечил. Но, скажу честно, в строительстве удерживаются только сильные и достойные люди. Хлюпики остаются за бортом.

Ещё люди

– На своем пути я всегда с удовольствием вспоминаю добрых людей, – меняет тему Константин. – Везло мне на них в строительстве. Сейчас их подход к наставничеству поддается особому сравнению, ежели взять, допустим, период лет за десять. Изменились принципы самой работы, поменялись взгляды. Ритм совершенно другой.

Первым делом Костя тепло отзывается о бригадире плотников-бетонщиков заслуженном строителе Николае Быкове:

– К Николаю Васильевичу я попал в начале карьеры, когда в 2003 году окончил техникум и успел помотаться на стороне. Хотел сразу устроиться на должность мастера, но мне честно сказали: «Посмотри, притрись, отшлифуйся. Придет и твое время». Дали в руки лопату и поставили плотником-бетонщиком. В ту пору под началом у бригадира до 35 человек значилось. И для каждого он находил правильные слова.

По мнению Волосинова-старшего, таких умных и добрых людей, как Быков, нынче не хватает. Руководитель от Бога. Из действующих спецов назвал бригадира Ивана Морозова, сварщика Николая Столбова, монтажника Сергея Чегаева. Из молодежи искренне похвалил монолитчиков Александра Овсянникова и Сергея Цибанка.

– Естественно, каждый объект, как и человек, абсолютно индивидуален, – говорит напоследок Костантин. – Люди рождаются на свет все разные. Дома точно так же. Но прежде чем браться за строительство здания, нужно его тщательно спланировать.

– Правильно, – соглашается с ним Волосинов-младший. – План – первое дело. Мой хороший знакомый и старший прораб Василий Басюк когда-то сказал: «Прежде всего дом нужно построить в голове, тогда и на земле пойдет гладко».

P. S. В этом году до зимы на объекте на ул. Антона Петрова планируют перекрыть все нулевые уровни, закончить две секции и панельную часть здания. Окончательная сдача дома в эксплуатацию намечена на 2016 год.

Цифры и факты
По информации крайуправления по строительству и архитектуре, за прошедшие пять лет предприятия отрасли инвестировали в основной капитал более 280 млрд. руб., ввели в эксплуатацию около 16 тыс. зданий различного назначения площадью 5 млн. кв. метров. В том числе 15 школ на 3,5 тыс. ученических мест, 23 объекта здравоохранения, 720 км газовых, 213 км водопроводных, 660 км электрических и 21 км тепловых сетей, помещений для крупного рогатого скота на 22 тыс. голов и сотни других сельскохозяйственных и производственных объектов. Ко всему значительные результаты показала губернаторская программа «75х75». Да, оскомина кризиса еще дает о себе знать. Но это же обстоятельство существенно усиливает строительный потенциал, придает дополнительные силы. В конце концов, настраивает на постоянный поиск независимости от влияния негативных экономических и финансовых процессов.

Фоторепортаж