На новые рельсы
ОАО «Алтайвагон» создаёт высокоэффективное вагоносборочное производство
00:00, 23 января 2014г, Общество 2006
Реализация столь крупного и значимого проекта проходит при поддержке краевой администрации. Общая его стоимость составляет 4,5 млрд. рублей.
В Новоалтайске на головном предприятии флагмана алтайского машиностроения практически созданы высокотехнологичные сварочное и окрасочное производства, только эта статья расходов – 3,6 миллиарда. Затратно? Очень. Однако без крупных капиталовложений в модернизацию никакое серьёзное производство обойтись не может. Это залог успешного развития.
Едем!
В результате в конце 2013 года на рельсы встал первый полувагон 12-2141. Это уникальная для всего постсоветского пространства модель с объемом кузова – 94 кубических метра. Ещё один цельнометаллический крытый вагон алтайского производства имеет не меньше достоинств. Модель11-2135-01 для транспортировки тарно-штучных и пакетированных грузов широкой номенклатуры, требующих защиты от атмосферных осадков. Объем кузова увеличен до 161 кубического метра (прежний – 138 куб. м). Соответственно, грузоподъемность выросла до 67 тонн.
Выгодно отличает новейшие образцы оснащение их новой тележкой, разработанной совместно с американскими специалистами (а США в вопросах железнодорожного транспорта является бесспорным мировым лидером). В результате предельная нагрузка на ось на новых моделях увеличена до 25 тонн. Это особенно важно при нынешних увеличениях объёма перевозимых грузов. При этом применение новой тележки приводит к тому, что влияние на железнодорожное полотно значительно снижается даже по сравнению с менее тяжёлыми вагонами.
Кстати, на декабрьской Международной выставке «Транспорт России-2013», которая состоялась в Москве в рамках «Транспортной недели», алтайские вагоностроители продемонстрировали свои новые разработки. Они заслужили высокую оценку специалистов – как железнодорожников, так и компаний, осуществляющих грузоперевозки.
Новый «макияж»
В 2013 году «Алтайвагон» опробовал новые методы окраски вагонов, предназначенных для перевозки автомобилей. По результатам опытных работ выбор был сделан в пользу грунт-эмали, которую наносят на вагон с помощью метода электростатического напыления.
Происходит это следующим образом. При окрашивании на поверхность вагона подается отрицательный заряд, а сама краска при этом заряжается положительно. В результате она настолько плотно прилипает к металлу, что неизбежных при других методах дефектов окраски просто нет.
Согласно проведенным исследованиям и применению в реальных заводских условиях (а это куда важнее) электростатика позволяет существенно экономить окрасочный материал, а также облегчить и ускорить сам процесс его нанесения. Кстати, в отличие от традиционных технологий грунтэмалевый вагонный «макияж» имеет увеличенный срок эксплуатации – 7-8 лет.
Подошла очередь
Вторым направлением инвестиционного проекта по созданию высокоэффективного вагоносборочного производства ОАО «Алтайвагон» является строительство на Рубцовском филиале предприятия современной линии по производству мелкого и среднего вагонного литья.
Заметим, что автоматическая линия крупного литья, обеспечивающая потребности вагоносборки, успешно действует с 2008 года. Стальное литье рубцовских металлургов обеспечивает «Алтайвагону» выпуск 750 единиц подвижного состава в месяц. Наши вагоностроители перестали зависеть от импорта.
Теперь пришла очередь окончательной модернизации литейного производства в Рубцовске. Поставку, монтаж и наладку «мелколитейного» оборудования осуществляют давно знакомые и проверенные партнёры – специалисты из Италии и Германии (фирмы Savelli и AHB).
В настоящее время произведён пуск стержневого отделения, полностью смонтировано и готово к работе оборудование отделений землеприготовления и пылеудаления. И начат монтаж формовочно-заливочного оборудования. Общая стоимость проекта – 945 млн. рублей, из которых уже освоено 874 миллиона. Таким образом, запуск линии планируется провести уже в первом квартале нынешнего года.
Автоматическая линия обеспечит высокое качество и увеличение объемов производства. Рубцовский филиал «Алтайвагона» по техническому оснащению войдет в число передовых предприятий России.
По соседству
Вагоностроительное производство не замыкается только лишь Алтайским краем. Входящая с ОАО «Алтайвагон» в единый холдинг Кузбасская вагоностроительная компания освоила новое и весьма сложное производство – строительство цистерн для перевозки сжиженных углеводородов.
Железнодорожная цистерна – это не просто какая-то бочка. Надёжность, высокая прочность узлов и деталей, специальное оборудование… А уж модель подвижного состава, предназначенная для транспортировки газа, отличается от обычных большей толщиной используемых при её строительстве материалов, ещё более сложным оборудованием: 52 тонны сжиженного газа в объёме котла в 84 кубических метра – дело нешуточное. Инвестиции на реализацию данного проекта составили 70 млн. рублей.
Кстати, специалисты КВСК ведут планомерную работу по выбору робототехнического комплекса для сварки узлов вагонов. В дальнейшем на этом комплексе будут проводить еще и сварку крупных элементов рамы вагонов. По завершении этого проекта рабочий будет только собирать детали, а сваривать между собой их будет робот – быстро и без огрехов.
Неплохое итого
Львиная доля произведенной в течение 11 месяцев 2013 года ОАО «Алтайвагон» продукции пришлась на крытые вагоны модели 11-280, которых было изготовлено 4038 единиц. За этот период также были выпущены 1200 полувагонов, 264 крытых вагона модели 11-287, а также 129 цистерн и платформ. Всего по действующим ценам произведено товарной продукции на 12 470 млн. рублей.
Алтайские вагоностроители с января по декабрь предполагали выпустить 5549 единиц подвижного состава. Однако изготовлен 5741 вагон – план на 11 месяцев перевыполнен на 6,5 %.
Причем следует учесть, что подобные стахановские рекорды устанавливались предприятием в нынешних непростых экономических условиях. Словом, кто хочет работать – ищет выход, кто не хочет – ищет причину.
Денис СТРЕЛЬЦОВ.