От урожаев до космоса

Круг научных изысканий педагогов и студентов АлтГУ очень широк. И безусловно востребован

00:00, 08 февраля 2014г, Общество 1991


От урожаев до космоса Фото №1

Сегодняшний праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учрежденной 25 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года императором Петром I. Он повелел «учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги».

Прошедшие годы не изменили предназначение науки – помочь человеку познать себя, познать смысл и цели своего существования. Но природа не раскрывает тайны раз и навсегда. Много неизвестного еще предстоит открыть ученым, главное – выбрать правильный путь.

Неизбежный этап на этом пути – образование. О том, как растят молодые кадры для российской науки, мы беседуем с ректором Алтайского государственного университета Сергеем Землюковым.

– Сергей Валентинович, в рейтинге почти 300 вузов стран СНГ, Грузии и Прибалтики АлтГУ вошел в первую сотню. Эти данные опубликовало информационное агентство «Интерфакс». В чем смысл подобных рейтингов? Что они дают вузу и его выпускникам?

– В первую очередь престиж. А престиж дает уже следующие преимущества. Важно, что мы вошли в рейтинг, проведенный по заказу Министерства образования России, и заняли в нем очень хорошую позицию – в промежутке от 70 до 80. А в списке конкурентов – головные университеты всех стран СНГ. И если не учитывать вузы федерального значения, на развитие которых за пять лет государством вложены огромные средства, то мы вообще окажемся на девятом месте среди классических университетов России. Так что наш показатель очень высокий.

Это влияет на то, что Министерство образования учитывает это при распределении контрольных цифр приема, принимает во внимание показатели научной деятельности, финансовой устойчивости учебного заведения, уровня образования выпускников.

Мы удовлетворены контрольными цифрами приема абитуриентов в этом году. По сравнению с прошлым годом они увеличены по высшему образованию почти на 150 мест. При этом усилены именно те направления, которые для нас очень важны: естественные науки, прикладная информатика, информационная безопасность и другие. На 25 процентов увеличен прием в магистратуру, и по количеству подготовки магистрантов мы входим в первую десятку вузов России. А вообще к нам поступили учиться абитуриенты из 40 регионов страны. Значит, университет выбирают!

– Новации в подготовке кадров продиктованы реальной необходимостью их для края?

– Как современное учебное заведение, университет видит свою задачу в том, чтобы обеспечить региону приоритетные направления развития. В этом учебном году мы ввели пять инновационных программ, связанных с охраной природы, природопользованием, с земельными отношениями, с биотехнологией, с направлениями в сфере информационной безопасности. Мы считаем необходимым показывать за счет новых направлений, что должно развиваться в Алтайском крае, и, подготавливая для этого кадры, работать на перспективу.

Сейчас, например, мы ведем крупный международный проект «Кулунда», который касается новых технологий землепользования, выращивания растений и вообще ведения сельского хозяйства. В проекте заняты 9 зарубежных вузов, крупные наши научно-исследовательские организации, аграрный университет и другие.

От того, как будет развиваться регион, во многом зависит, кстати, и судьба выпускников вуза. Если в инновационном направлении, с использованием современных технологий (а для этого уже сейчас есть все возможности: и в медицине, и в перерабатывающей промышленности, и в сельскохозяйственной отрасли), то вероятность обеспечить край своими высококвалифицированными кадрами, которые будут продвигать развитие науки и ее практическое применение, очень высока.

Мы уделяем внимание инновационно-исследо-вательской работе, совмещая образование с наукой. За два года открыли 9 современных лабораторий. Они оснащены оборудованием более чем на 150 миллионов рублей. Участвуем в международных проектах. Важно, чтобы студент четко представлял себе перспективу после вуза. В большинстве случаев они интересные.

Медицинские учреждения уже сейчас нуждаются в специалистах, которых готовит наш университет. От их деятельности во многом зависит качество здравоохранения. В онкоцентре «Надежда», например, работают выпускники, которые прошли стажировку в Германии и обслуживают медицинское оборудование, изготовленное там. Недавно из Америки, где работал, к нам вернулся замечательный специалист-биолог Андрей Шаповал, теперь он руководит российско-американским противораковым центром. Профессор Шмаков, единственный в Сибири второй год удостоенный премии президента Российской Федерации, руководит у нас научной лабораторией по биоинженерии. А проект «Кулунда» поможет обеспечить наших фермеров гарантированным урожаем независимо от погодных условий.

Все это примеры совмещения образования и науки. И студентам важно овладеть навыками исследовательской деятельности, чтобы в дальнейшей работе они могли их использовать.

Не менее важная для нас задача – готовить практикоориентированные кадры, чтобы по окончании вуза выпускник уже смог сразу включиться в трудовой процесс и способствовать развитию, прогрессу, эффективности предприятия.

Свою роль в этом может сыграть предпринимательство. Это очень актуальное и востребование направление деятельности образовательного учреждения. Задача сегодняшнего времени – подготовить такого специалиста, который мог бы взять ответственность на себя и при желании, имея для этого соответствующую подготовку, полученную в вузе, организовать свой бизнес. Вот почему у нас созданы бизнес-инкубатор, студенческое конструкторское бюро. В планах – студенческий центр космических исследований. Значительная часть работы в этом направлении уже сделана. Мы берем информацию с семи спутников, сейчас создаем портал, который можно будет использовать для нужд сельского хозяйства. Но пока она востребована только МЧС. К концу этого года надеемся завершить всю работу. А центр космических технологий и геоинформационных исследований базы данных работает уже сейчас.

В настоящее время в трех районах Алтайского края идет, и очень удачно, эксперимент, в котором участвует Европейский союз. В его результатах, кстати, европейцы заинтересованы ничуть не меньше, чем алтайские земледельцы. Ведь если мы сейчас не изменим своего отношения к землепользованию, то пыльные бури, проявляющиеся в зоне рискованного земледелия, к коим относится и сибирский регион, в перспективе могут сыграть злую шутку со всей планетой.

Проект реализуется по инициативе Евросоюза в нескольких частях земного шара. Он включает разработку технологии по восстановлению естественного природного ландшафта территорий, которые в настоящее время опустыниваются, и технологию современного землепользования.

Сотрудничеством с Евросоюзом наша международная деятельность не ограничивается.

Она развивается как в сфере науки, так и в сфере образования. Созданный в прошлом году противораковый центр уже выполняет технологическую работу. Действует и совместная образовательная программа с целым рядом образовательных учреждений Казахстана, Китая, Германии.

Очень важный для края проект, поддержанный и губернатором, и полпредом президента в СФО, – Азиатский федеральный университет. Проект поможет решить целый ряд проблем, включая демографическую. Миграция – серьезная для нас проблема.

В числе 21 вуза страны мы выиграли грант по реализации программы «Русский язык за рубежом». На деньги федерального бюджета будем вести переподготовку специалистов, проводить мероприятия с учителями русского языка в русскоязычных школах, преподавателями в вузах Монголии, Китая и других стран Юго-Восточной Азии.

– А те 300 миллионов рублей, которые ваш вуз выиграл в 2011 году на развитие, они в деле?

– Они уже приносят прибыль. Часть денег пошла на инфраструктуру (создание лабораторий, ремонт, закуп оборудования), сейчас вкладываем средства в развитие технологий, а также обучение и стажировки наших преподавателей и студентов за рубежом. Университет входит в Шанхайскую организацию сотрудничества вузов, наши партнеры – Китай, Монголия, Казахстан, Корея, поэтому в первую очередь направляем туда. У нас очень хорошие партнерские отношения с Германией, действуют двойные дипломы экономистов с Францией. Активно развивается сотрудничество с Аризонским университетом США. Официально налажены связи более чем с 90 университетами мира, включая Японию, Бразилию и т.д.

– Как развивается сотрудничество с Сибирским отделением Академии наук?

– Очень плодотворно. Основа сотрудничества заложена соглашением между администрацией Алтайского края и Сибирским отделением Академии наук. За два года создано семь совместных лабораторий. С Институтом археологии СО РАН мы выиграли 90-миллионный грант на три года. Руководитель проекта – академик РАН Анатолий Деревянко. Есть договоренность с ним при поддержке губернатора писать большой труд по истории Алтая с древнейших времен.

Фоторепортаж