Честь имею!

Рубцовчанин написал книгу о своей семье и перипетиях истории

00:00, 04 апреля 2014г, Общество 3644


Честь имею! Фото №1

Александр Сухачев перелистывает страницы альбома с пожелтевшими фотографиями. Он не просто знает, кто на них запечатлен, а о каждом может рассказать историю жизни. К биографии своей семьи он относится очень трепетно, раскопал множество документов, выслушал не один десяток рассказов и в конце концов сам написал книгу о Сухачевых.

Георгиевский кавалер

Все мужчины рода Сухачевых как минимум на протяжении века имели отношение к военной службе.

Пётр Александрович Сухачёв родился 14 декабря 1890 года в селе Ново-Кусково Томской губернии в средней по меркам конца XIX века крестьянской семье, где кроме него было еще шестеро ребятишек. Трудиться на земле пришлось сызмальства. Мальчик рос смышленым, и родители отдали его в церковно-приходскую школу. Петр окончил целых четыре класса и слыл на селе грамотеем.

Пришло время – женился юноша на милой деревенской девушке Христинье Соктиной, а через положенный срок родился первенец Сережка. Но не успел отец нарадоваться на сына – забрали Петра в армию. А тут и Первая мировая началась. Три года воевал Сухачев на германском фронте. Опасностей не избегал, товарищей вдохновлял собственным примером. «12 сентября 1915 г. в бою у местечка Любча за убылью всех офицеров из роты принял командование под таковой и удержал наступающего противника, чем дал возможность нашей батарее и обозам переправиться через реку Неман», – гласит один из приказов о награждении. Три Георгиевских креста, один из которых золотой, говорят сами за себя. Дали ему звание подпрапорщика.

Война, как мы знаем, для России завершилась бесславно. Вернулся Петр домой. Наскучался по земле, думал, что вот все и налаживается. Но уже полыхала Гражданская война.

Дважды Сухачев приговаривался к расстрелу. Один раз колчаковцами за то, что был секретарем «военного красного комитета». Заменили казнь на 25 шомполов. Другой – «компетентными органами». В июне 1937 года Сухачева арестовали как контрреволюционера по совершенно надуманному поводу. Приговор «тройки» – расстрел был вынесен уже через три месяца. Незадолго до этого от туберкулеза, полученного в трудармии, умер старший сын. Христинья осталась с младшим Павлом.

Правосудию понадобилось 20 лет, чтобы восстановить справедливость. Проверкой, проведённой управлением КГБ по Томской области, установлено, что к моменту ареста Сухачёва в распоряжении органов НКВД не было данных о его антисоветской деятельности. 4 июня 1957 года военный трибунал Сибирского военного округа Петра Александровича полностью реабилитировал.

 

Неоконченная книга

Семья так и осталась в Ново-Кусково. Жили очень скромно. Павел получил профессию техника-механика. Когда призвали в армию, отслужил положенный срок и уволился в запас в звании старшего лейтенанта. Энергичный, деятельный Павел Петрович прожил не очень длинную, но насыщенную событиями жизнь. Ходил по Чулыму в должности моториста, работал вышкомонтажником, слесарем, осваивал нефтяные месторождения, был активным членом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.

А душа стремилась к иному! Благодаря богатому жизненному опыту, широкому кругу общения, принципиальности и писательскому дару он стал заметным журналистом. Работал селькором в «Причулымской правде», затем в этой же районке заведовал отделом промышленности. Печатался во многих советских изданиях. В апреле 1962 года Сухачёва приняли в члены Союза журналистов СССР.

В Ново-Кусково встретил свою любовь – Марию Мизгиреву. Появился на свет сын Александр.

Конечно, Павел Сухачёв никогда не верил в вину своего отца, тем более что тот в 1957 году был полностью оправдан. Однако увидеть и получить документы следственного дела так и не смог. Он всегда помнил о случившейся несправедливости, поэтому всю жизнь собирал материалы о событиях Гражданской войны в Сибири, хотел написать книгу. Переписывался с участниками партизанского восстания Иосифом Хабаровым и Степаном Сгибневым, встречался со старожилами, собирал информацию, чтобы рассказать правдивую историю о том непростом времени. Но не успел. Он умер в 1993 году. Его книга о событиях в Причулымье «Вихри враждебные. (На задворках губернии)» осталась неоконченной.

 

Пылающий Афган

Но, конечно же, на этом история семьи Сухачевых не заканчивается. Александр Павлович, нынешний ее летописец, продолжил славные дела предков. От деда он унаследовал понятие офицерской чести, от отца – литературный дар.

Александр Сухачёв после окончания Томского инженерно-строительного института был призван в Советскую армию. Выполнял интернациональный долг в Афганистане. В марте 1980 года оказался в Кабуле. Сухачев называет его не иначе как городом контрастов. Саманные хижины по соседству с минаретами с одной стороны и немногочисленные современные панельные многоэтажки – с другой.

Из Афганистана он привез несколько фотографий, звание старшего лейтенанта и невеселые размышления. В декабре 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. Не напоминает ли это историю солдата Первой мировой Петра Сухачева? И дед, и внук участвовали в войнах, общественная оценка которых весьма неоднозначна.

В мирной России Александр Сухачев обзавелся семьей, женившись на однокурснице Ольге Шиховцовой. Родился сын Владимир. Пойдя по стопам всех мужчин своего рода, он тоже отслужил в армии.

Сегодня Александр Павлович живет в Рубцовске, возглавляет городское управление капитального строительства. А свободное время посвящает изучению истории своей семьи. В память об отце, деде и прадеде они вместе с сыном дописали книгу, начатую Павлом Сухачевым, и назвали ее «Справедливость бессмертия».

Людмила МАКОВЕЦКАЯ

Фоторепортаж