Иконных дел мастер

00:00, 20 мая 2014г, Общество 1631


Иконных дел мастер Фото №1

Особое место в творческом багаже тогульского художника Владимира Павина занимают резные иконы.

По велению души

Мастер спорта по биатлону и бывший инструктор по физвоспитанию, сегодня он зарабатывает на жизнь тем, что строит и ремонтирует дома. Бригада, в которой работает Павин, пользуется авторитетом не только в Тогуле, но и в соседних районах, это очень дружный, слаженный коллектив.

Сейчас начался горячий сезон. «Только с одной крыши слез, завтра уже на другую», – шутит Владимир Иванович. И не удивительно, что летом он мечтает о том, чтобы скорее наступила зима. Потому что зимой не приходится много заботиться о хлебе насущном, а значит, остаётся больше времени для души.

Сколько помнит себя Павин, он всегда хорошо рисовал. И никто его этому не учил. Первые картины из дерева стал вырезать четверть века назад. Увидел – понравилось, загорелся. Лет пять ушло, чтобы освоить ремесло. Руки натирал до крови и мозолей. Начинал с медведей и сов, потом увлёкся иконами, получил благословение от двух священников...

– Я не соблюдаю пост, не читаю молитв. И в Бога верю, как и все мы, наверное... Трудно нам – «Господи, помоги!» Отлегло – и поблагодарить забыл, – признаётся Владимир Павин. Но твёрдо уверен в одном: иконы пишутся по особому велению души. Когда работаешь над образом, нельзя злиться, мысли должны быть светлыми, чистыми.

Вырезать иконы лучше всего из кедра, считает собеседник. А самый лучший кедр, в котором мало смолы, растёт в Горном Алтае. Обычно творческий процесс происходит так. Художник выпиливает доску, рисует на ней карандашом образ, начинает вырезать... Если не отвлекаться, на обычную картину уходит неделя, а на икону – не меньше месяца. Когда она готова, в течение 12 часов мастер кипятит ее в специальном восковом растворе, а после покрывает морилкой, которую изготавливает сам из отвара коры, сахара, соли... И только после покрывает лаком. Теперь изделие – на века.

Без коммерческой жилки

Мастерская художника – обыкновенный гараж. Сегодня Владимир мечтает о просторной студии, где мог бы учить людей резьбе по дереву. Его единственный сын работает программистом и не склонен к художественному творчеству. В Тогуле Владимир Павин один такой – деревянных дел мастер. А как хочется своё умение кому-нибудь передать.

Была попытка начать сувенирное производство. На предоставленную службой занятости субсидию приобрёл текстильный принтер. Сделал сотню футболок с пейзажами. А новёхонький агрегат взял и вышел из строя... Ремонт обошёлся в копеечку. После очередной партии футболок принтер вновь отказался работать.

– Ну нет у меня коммерческой жилки! И, видимо, уже не будет, – улыбается собеседник. – Вот вчера старичок пришёл ко мне с просьбой – сломался бадажок. Ну что я с него деньги брать буду? Да я ему просто так новый сделаю!

В Тогуле, в отдалённой алтайской глубинке, практически в каждом доме имеются работы Владимира Павина. Он любит дарить их своим друзьям, которых у мастера очень много.

Образы, сделанные по православным канонам, вручную из дерева, которое считается живым материалом, сегодня в особой цене. Стоит такое изделие от 30 тысяч рублей и выше. Владимир за свою жизнь больше сотни икон вырезал, делал иконостасы для храмов. Но богатым так и не стал.

– Только дарёная икона имеет силу, поэтому я их редко продаю. Если бы я не зависел от денег, можно было бы настоящие шедевры ваять. Тончайшие, до ниточек... Но у меня времени на шедевры нет – надо за кредиты рассчитываться, – сетует 56-летний художник, работы которого были не раз отмечены наградами и дипломами на региональных выставках декоративно-прикладного искусства, которые проходят в Кемеровской области и Красноярском крае.

Ольга РОДИОНОВА

Фоторепортаж