Вернуться к истокам

00:00, 27 июня 2014г, Культура 2922


Вернуться к истокам Фото №1

Жители края познакомились с уникальной культурой коренных малочисленных народов российского Севера – на Алтае прошел X кочующий фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия».

Первый тур фестиваля прошел в Сочи, и это был единственный проект, который представляли в Олимпийском парке в течение всех Игр на отдельной площадке. Программу показывали по семь часов в день, задействованы в ней были 80 человек. С 20 июня по 7 июля проходит второй тур фестиваля. «Манящие миры» уже представили свою программу в Новосибирске, Барнауле, Бийске, впереди встречи в Горно-Алтайске, Таштаголе, Абакане и в прилегающих к ним городах и поселках. Перед публикой выступают ансамбли и исполнители Мурманской области, Таймыра, Эвенкии, Камчатки, Чукотки. Что интересно, к ним присоединяются также местные артисты и коллективы.

– Мы в Сибирь планировали приехать давно: здесь живут наши братья по крови, – улыбнулась руководитель программ фестиваля Елена Тюрина. – За 17 дней у нас состоялось 15 концертов. Мы планировали больше выходных, но люди просили о новых встречах. Вот и решили, чтобы нас в дальнейшем приглашали, больше поработать.

В Новосибирске 22 июня мы выступали с программой «Пространство памяти», в которой рассказывали об участии коренных малочисленных народов в Великой Отечественной войне. Общеизвестно, что лучшими снайперами были представители этих народов, потому что попадают белке в глаз. Но немногие знают, что в Заполярье существовали оленно-лыжные и оленно-транспортные батальоны: в 1941-м из Ненецкого округа мобилизовали 10 тысяч животных, а домой в 1944-м вернулись лишь 7 воинов-оленей…

– Что вы можете рассказать о коллективах, которые участвуют в этом туре?

– Перед нашими гостями выступают эвенский народный ансамбль «Нургэнэк» – это коллектив из села Анавгай на Камчатке (оно находится очень далеко от Петропавловска-Камчатского). Также приехали ительмены из поселка Ковран, что на берегу Охотского моря. Как они сами говорят, иногда к ним можно добраться, но только при отливе. Прилив же вынесет на скалы, и вы не то что не доберетесь – не выберетесь вообще… То есть зрители имеют возможность познакомиться с искусством настоящих медвежьих уголков, в которых сохраняется традиционный образ жизни. Мурманчане же, наоборот, только начинают свои традиции возрождать. В фестивале принимает участие коллектив из села Ловозеро Мурманской области, театр саамских традиций «Эллмант».

– Елена Ивановна, фестиваль кочует по стране уже около 10 лет, артисты признаются, что порой бывают дома лишь два месяца в году. Не любя эту прекрасную культуру, нельзя ей посвятить свою жизнь. Как вы лично решились на это?

– Я родилась на Кавказе, училась в Ростовском университете – жизнь проходила среди представителей кавказских народов. Когда трудилась в Москве в Театре наций, познакомилась там с драматическим театром из Горно-Алтайска, с другими национальными труппами. И поняла, что мне это интересно больше, чем что-либо другое. Хотя работала раньше и с мировыми звездами, например, с Пласидо Доминго. Я поняла, что нужно вернуться к истокам. Это то, из чего невозможно выбраться, и счастье, что невозможно!

Подтверждением слов Елены Тюриной и было то действо, которое посчастливилось увидеть гостям парка «Лесная сказка». Наверняка, если фестиваль вновь доберется до края, сарафанное радио сработает и зрителей соберется намного больше. К сожалению, в этот раз день был рабочий да к тому же очень жаркий.

Расположившись рядом с выставкой традиционного искусства, я поймала себя на том, что явственно ощущаю запах рыбы. Хотя в экспозиции были представлены украшения, предметы культа, музыкальные инструменты и одежда. Запах же рыбы исходил от… очень симпатичных детских нарядов с капюшонами и сапожками.

– Эти костюмы сделаны из кожи кеты, кижуча, чавычи, семги, гольца. Они закрывают от мошки и комаров. У вас очень жарко! Мы сегодня выступаем в летних костюмах, в кожаных не рискнули… – расцвела в знаменитой ительменской, самой открытой в мире улыбке мастер этнодизайна Ольга Коваленко.

Очень много интересного узнали гости об истории и традициях коренных народов Севера. Многие с особым нетерпением ждали выступления заслуженного артиста России Болота Байрышева (именно его голос звучит в фильме «Охота на пиранью»). Теперь они с гордостью могут рассказывать друзьям, что слышали это чудо, и, употребляя словосочетание «голос гор», не пожалеют эпитетов для него – фантастический, мистический, завораживающий. То, что танцы и песни северных народов могут зажигать и звать пуститься в пляс не хуже русской «Барыни» или украинского гопака, для многих собравшихся в «Лесной сказке» было откровением. Азам танцев народов Севера в этот день учили гости многих мальчишек и девчонок: в отличие от взрослых они нисколько не стеснялись обучаться. И не только танцам – ребятня наперегонки выбегала на площадку, когда ее звали познакомиться с играми детей Севера, научиться играть на варгане, поводить хороводы. А несколько мальчишек с гордостью теперь станут рассказывать друзьям, как они заарканивали оленя. Хотели в этом действе принять участие и девочки, но их совсем необидно послали… шить торбаса. И ведущая очень доходчиво объяснила, в чем заключается высокий долг мужчин, мол, они добытчики, охотники и рыболовы, а женщины – матери и «чумработницы».

Один из организаторов фестиваля – Владимир Хоменко из Эвенкии посетовал, что культура северных народов сегодня очень мало представлена в СМИ и на телевидении.

– Основная задача, которую мы перед собой ставим – сделать культуру северных народов более доступной для других жителей России. Люди могут вместе с нами петь, танцевать, играть, – сказал Хоменко. – Когда мы уезжаем, они пишут нам в Интернете, что впервые увидели людей с Севера. Многие, к сожалению, не знают даже, например, где находится Камчатка.

В Эвенкии из 16 тысяч общего населения всего лишь около 4 тысяч человек коренных народов, аборигенов. Мы по-прежнему шьем костюмы, поем и танцуем. Я пою песни своей мамы, песни собственные и советских композиторов. Народ всегда требует, чтобы мы пели песни из репертуара Кола Бельды. И мы их поем, радуясь, что его помнят. Не каждый человек сейчас может съездить на Север, поэтому мы решили рассказать о наших традициях в масштабе страны. И людям это нравится.

Фоторепортаж