ХЛЕБОРОБЫ КРАЯ ОБЪЕДИНИЛИСЬ

8 ИЮЛЯ ПРОШЛА УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КРАЯ, НА КОТОРОЙ СОЗДАНО РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ЗЕРНОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (НСЗ)

00:00, 13 июля 2010г, Общество 1332


ХЛЕБОРОБЫ КРАЯ ОБЪЕДИНИЛИСЬ Фото №1

Ее участниками были руководители коллективных и фермерских хозяйств, начальники райсельхозуправлений, специалисты краевых аграрных ведомств, представители зерноперерабатывающих предприятий края. Открывая конференцию, заместитель губернатора края Борис Неудахин отметил, что никто пока по-настоящему не знает, каким должно быть наше место на рынке зерна. Нужна информированность в этом вопросе и нужны скоординированные действия по всей зерновой цепочке – от решения, что и сколько сеять, до проблемы сбыта.

Получить доступ к рынкам сбыта – вот главное для стабилизации зернового производства. За решение всех этих вопросов взялся созданный в марте текущего года Национальный союз зернопроизводителей. Работа большая – и хлеборобы Алтая должны к ней активно подключиться, потому что только сообща можно добиться выработки взвешенной государственной политики в этом направлении.

Именно ее отсутствие тормозит дело, что подтверждается динамикой последних двух десятилетий, сказал Борис Неудахин. В 1990 году Россия произвела 116 млн. тонн зерна – и проблем не было: кормили Таджикистан, Туркмению, Узбекистан… С разрывом связей в 90-е годы российское производство зерна скатилось до уровня 69-63 млн. тонн, а затем и до 55-48 миллионов. Вопрос о сбыте не стоял.

Не было его вплоть до 2005 года. К примеру, край тогда получил 3,5 млн. тонн зерна, и наша переработка вынуждена была даже 300 тысяч тонн закупать в Омской области и Казахстане. А с выходом в 2007-2008 годах на 5-миллионный уровень у нас образовался излишек в 300 тысяч тонн. В 2009 году собрали 6 млн. тонн зерна и получили превышение над сбытом в 1,2 млн. тонн.

И Россия с 70 млн. тонн за три последних года уверенно вышла на производство 100 млн. тонн зерна. С его избытком на мировой рынок, который давно стабилизировался, пробиться не так-то просто. Край за последние пять лет увеличил направление зерна в развивающееся животноводство. Один только "Алтайский бройлер" с выходом на полную мощность способен поглощать сотни тысяч тонн зерна. Это направление будет развиваться, в том числе за счет строительства свиноводческих комплексов.

Но это не быстрый путь, и всей проблемы он не решает. Сейчас, к примеру, доставка алтайской муки в Подмосковье удорожает каждую ее тонну на 2 тысячи рублей и делает неконкурентоспособной. Необходим льготный железнодорожный тариф не с 1001, как сейчас, а с нулевого километра. Нужны другие меры госрегулирования рынка зерна, особенно в плане выравнивания условий для сибирских поставщиков.

Можно сослаться на опыт "Союзмолока", которому удалось добиться понимания со стороны государства и переработчиков. Аналогично в свиноводстве и птицеводстве. Так что у Национального союза зернопроизводителей должно все получиться, подчеркнул Борис Неудахин.

Детальным направлениям работы посвятил свое выступление президент Национального союза зернопроизводителей, председатель совета директоров ГК "Сибирский аграрный холдинг" Павел Скурихин. "Никто не станет продавать трактор себе в убыток, а почему зерно заставляют так продавать? – заострил он вопрос. – Так не должно быть!" Нужна выровненная по годам цена на зерно, которая обеспечивала бы достаточный уровень рентабельности производства. Стоит прежде всего проблема сбыта, в том числе на экспорт. Не хватает терминалов – их строительство под силу только государству.

Но его помощь нужна и в создании структурного подразделения по качеству зерна. Дело в том, что за рубежом спрос на зерно с упругой клейковиной. В разных странах запрещены к применению определенные препараты. И хозяйствам уже на стадии возделывания надо знать эти стандарты и производить зерно, муку и крупы с их учетом.

Другой вопрос – в Таиланд, Лаос, Вьетнам можно поставлять зернопродукты через Зерновой союз России, но это дорого. И надо учесть, что в ЗСР входят в основном дочерние филиалы зарубежных компаний, он выполняет прежде всего их волю. Зернопроизводителям надо налаживать свои каналы. Одно из направлений – активнее знакомить иностранцев с нашим экспортным потенциалом.

Среди внутренних возможностей – переход от закупочных к залоговым интервенциям. В этом случае, получив залоговую цену, производитель может тратить эти деньги, а зерно хранить, скажем, до марта. И кроме него никто не имеет права им распорядиться. Набежит плата за хранение? НСЗ намерен поставить вопрос, чтобы ее частично, а то и полностью взяло на себя государство. Также подготовлены предложения в правительство по субсидированию ставки сразу в момент выдачи кредита, что облегчит ношу хлеборобов, а также по пролонгации и отсрочке погашения кредитов.

Обрисовав погодную ситуацию, Павел Скурихин заявил, что спрос на зерно будет. Но надо смотреть и в перспективу. Нужно строительство элеваторов, в том числе в самих хозяйствах. Этому НСЗ тоже будет содействовать.

Вопросов к докладчику не было – были деловые предложения. К примеру, когда прозвучало, что правительство выделяет нынче 10 млрд. рублей на поддержание экспорта зерна, из зала подали реплику: "Но чтоб эти деньги отдали не Зерновому союзу России, а непосредственно крестьянам". Косихинский фермер Владимир Устинов сказал, что он не просто поддерживает идеи НСЗ, а уже сотрудничает с ним. В частности, по его просьбе отправил большую партию зеленой (а не перезревшей, как у нас обычно) гречихи в Японию.

Создание регионального отделения НСЗ было единодушно поддержано. Его председателем избран руководитель краевого фермерского союза Александр Анатольевич Балаков. Участники конференции приняли обращение к Национальному союзу зернопроизводителей, в котором названы первостепенные вопросы, требующие решения для стабилизации производства и сбыта зерна.

Фоторепортаж