"ЗАВЕРБОВАННАЯ ИСКУССТВОМ"

00:00, 07 сентября 2010г, Культура 1813


"ЗАВЕРБОВАННАЯ ИСКУССТВОМ" Фото №1

Год учителя, 70-летие Союза художников России и 20-летие второй художественной школы – Юлия Кикоть причастна ко всем этим событиям. Художница и педагог рассказала "АП" о взаимоотношениях учителя и ученика, творческих принципах и главных культурных потрясениях.

Оттенки неба

– Я пришла в ДХШ N 2 в начале 90-х годов, когда она еще была филиалом первой художественной школы. В то время у каждого педагога был свой класс и занятия проводились посменно, а сейчас в классе работают три педагога, потому что количество учащихся значительно увеличилось…

Я работаю для аудитории и получаю от нее отклик. Объясняя что-то, я многому учусь – непосредственности, новому взгляду на мир. Сама же стараюсь научить ребят быть учениками, объясняю им, что они пришли не соперничать с педагогом, а получить знания. А потом "вербую" ребенка искусством. Если, глядя на небо, он рассуждает не о погоде, а о соотношении оттенков, о цвете, можно считать, что человек уже "завербован". И когда он вырастет, даже не став профессиональным художником, все равно будет связан с культурой, с живописью. К сожалению, нельзя привить желание рисовать, если его изначально нет.

Старые работы учеников всегда хранятся у меня. Некоторые из них даже не подписаны, но это и необязательно – я каждого помню и узнаю по манере.

Учителя и потрясения

– Очень странно сейчас осознавать, что я столько лет уже работаю вместе с людьми, которые меня сами когда-то учили. Например, Елена Соколова, директор художественной школы N 1, вела у меня историю искусств, а теперь мы – коллеги…

Первым же моим учителем был великолепный художник Александр Маркин. Мы пересекаемся с ним на протяжении всей жизни, и сейчас я замечаю, что он практически не меняется. Когда мы познакомились, мне было лет восемь, и тогда казалось, что Александр – умудренный опытом человек. Сейчас же я понимаю, что ему было лет девятнадцать, и внутренне молодым он остается и по сей день.

А самое незабываемое событие, которое определило мое будущее, произошло, когда мне было одиннадцать лет. Я ходила в студию декоративно-прикладного искусства, и нас как-то повели в культпоход на весь день. Мы побывали на разных выставках, а к вечеру пришли в мастерскую художника Владимира Добровольского. Пока мы рассматривали картины и красивые книги о живописи, привезенные из Лондона и Парижа, Владимир Федорович серьезно рассказывал нам, детям, о профессии художника и делился секретами мастерства. До этой встречи занятия искусством были просто детским увлечением, но тогда я твердо решила, что непременно стану художницей. Помню, я испытала настоящую эйфорию. Дома сказала родителям о своем решении – они оказались категорически против, но меня уже было не остановить.

Впоследствии Владимир Федорович стал моим педагогом и сформулировал главное правило, которого я придерживаюсь по сей день: если ты стесняешься подписаться под своей работой, то лучше не показывай ее никому, убери в папку и пусть лежит.

Союз художников

– Когда в 2003 году меня приняли в Союз художников, я попала в среду, где к тому моменту были все мои педагоги: Владимир Добровольский, Майя Ковешникова, Степан Двойнос, Владимир Раменский, Юрий Иванов, Борис Лупачев. С этими людьми я была знакома со времен своей учебы в Новоалтайском художественном училище. Они – второе поколение художников-создателей культурного слоя, сформировавших вкусы зрителей. Решение о принятии в Союз художников выносила московская комиссия - когда мою кандидатуру утвердили, я была, конечно, счастлива.

Мне кажется, что все творения женщин – это продолжение и дополнение работы мужчин. Просто мы смотрим на некоторые вещи несколько эмоциональнее, поэтому можем приукрасить начинания сильного пола и довести их до конца. Например, женщинам, на мой взгляд, гораздо лучше удается писать цветы. Это происходит именно потому, что такие полотна требуют цветовой насыщенности, эмоциональности. Но я считаю, создавать что-то принципиально новое мы вряд ли можем, а вот индивидуальное – да.

Выставки как джаз

– Мне нравится участвовать в коллективных выставках, потому что в окружении чужих картин твои собственные, привычные и знакомые, выглядят иначе и даже могут по-новому интерпретироваться. Это как в джазе: невозможно сыграть одну мелодию совершенно одинаково, каждое следующее исполнение будет чем-то отличаться.

Отчасти потому, что я люблю коллективные выставки, мы с моими учениками с 2006 года участвуем в Музейной ночи. А нынешней весной мы организовали необычный мастер-класс по батику "Ученик-учитель". Ребята самостоятельно обучали всех желающих искусству росписи по ткани. После акции они со мной делились впечатлениями, и у всех горели глаза: так были горды, что им удалось поделиться своими знаниями с другими людьми.

О памятной картине и жестокости

– "Сделано в Америке" – особая для меня работа, я ее писала 11 сентября 2001 года перед экраном телевизора. Люди тогда не сразу поняли, в чем дело. Когда я включила новости и увидела, как падают небоскребы, то была потрясена уровнем человеческого цинизма. Насквозь политизированная схема этой трагедии привела в замешательство и побудила к написанию картины, и это – символическая, эмоциональная работа, она служит горьким воспоминанием.

Невоплощенная мечта

– Барнаул – не просто город, в котором я родилась, он соответствует мне по настроению. Второе по значимости место, где мне хотелось бы жить, – Санкт-Петербург. Мне кажется, они с Барнаулом даже чем-то похожи. Питер – это город моей мечты, я там жила какое-то время, но воплощать эту мечту я не хочу, иначе и мечтать будет не о чем.

Еще очень люблю Целинный район Алтайского края: чистый воздух, бескрайние степи. А в детстве мне запомнилась Одесса, где я три месяца жила в санатории. С мая по июль в Одессе сезон роз, воздух был буквально пропитан цветочным ароматом. Люди в белом, повсюду влюбленные парочки, а я ходила везде с альбомчиком и постоянно рисовала... Эти романтические воспоминания до сих пор не дают покоя.

Сюжеты и технологии

– Думаю, сегодня в искусстве все решают технологии и материалы. Новых сюжетов как таковых нет. Грубо говоря, Леонардо и Рафаэль уже все придумали, и сейчас происходит бесконечное копирование. Но благодаря своей технике можно отличаться от других "плагиатчиков" – вот недавно один украинский художник написал картину за 20 минут под водой...

Илона МАЛЫШКИНА

Фоторепортаж