ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

В КРАЕВОМ ТЕАТРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА МИСТИЧЕСКОГО МЮЗИКЛА «ГОЛУБАЯ ДАМА» ПО МОТИВАМ ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ МАРКА ЮДАЛЕВИЧА

00:00, 16 сентября 2010г, Культура 3031


ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ Фото №1

После почти двадцатилетнего перерыва на сцене вновь разгораются страсти по легенде, когда-то всколыхнувшей наш город. О возобновлении одного из самых популярных спектаклей-долгожителей за всю историю театра, задуманного как подарок к 280-летию Барнаула, много говорилось в краевых СМИ.

Впрочем, некоторый ажиотаж, возникший в рядах барнаульских театралов, вполне оправдан. Во-первых, свою повесть Юдалевич создавал на местном материале, что всегда импонирует публике. Во-вторых, многие завсегдатаи музкомедии помнят первый спектакль. В-третьих, и сегодня в мюзикле заняты блиставшие в прежней постановке заслуженные артисты РФ Любовь Августовская и Юрий Кашин. Конечно, роли они играют другие, но…

За неделю до заветного дня мы побывали в театре, чтобы побеседовать с режиссером спектакля Константином Яковлевым, автором новой редакции либретто, и актером театра Ильей Зуевым, а также задали несколько вопросов Юрию Кашину и Любови Августовской. Познакомившись таким образом с тем, что задумано, на премьере мы смогли оценить, что получилось. Впечатления от этих двух посещений театра мы и предлагаем читателям.

Окрыленная чувством

Во время предварительного разговора режиссер мюзикла Константин Яковлев рассказал:

- Сомнений и вопросов после знакомства с повестью Марка Юдалевича у меня возникло множество. И я понимал, что эти же вопросы возникнут у зрителя и на них надо найти ответы еще до премьеры.

После знакомства с первым либретто стало легче. Все-таки книга как исходный материал дает слишком широкие возможности трактовки сюжета. И все же – что меня заставило остановиться именно на «Голубой даме»?.. В ней есть то, что я люблю больше всего: при многообразии сюжетных ходов – очень конкретная основа, опираясь на которую можно фантазировать, менять концепции и создавать «свою» историю без ущерба для изначальной. Так , например, у каждого из режиссеров есть возможность поставить «свою» историю про Ромео и Джульетту.

- Главную героиню в «Голубой даме» тоже зовут Юлия – Джульетта…

- У меня, скорее, образ Юлии ассоциируется с образом Анны Карениной. Для меня она настоящая героиня. Женщина, не просто захваченная, но и окрыленная любовью-стихией настолько, что это чувство дает ей силу противостоять мужу, обществу, целому свету. Она живет в «золотой клетке», и когда вдруг появляется Зарицын, он для нее – символ свободы, любви, самой жизни. Как и платье голубого цвета, ненавидимого мужем,- символ протеста, бунта. Мне кажется, что такая трактовка образа героини позволяет по-новому высветить и образы остальных героев.

Я не видел прежнего спектакля, но по рассказам знаю, что раньше Юлию видели как хрупкую, фарфоровую статуэтку. В этом случае не понимаешь генерала. Почему он решается на крайние меры? Что он, банальный убийца? Наш генерал совсем другой.

Настоящий призрак

Автор новой редакции либретто и актер, исполняющий в мюзикле роль сосланного на Алтай графа Григория Горецкого, Илья Зуев в детстве неоднократно был вынужден ждать, когда освободятся родители, занятые в спектакле. Илья признался, что с трудом выдерживал три акта прежней «Голубой дамы».

- Позднее меня всегда смущала социально-политическая подоплека пьесы. Мне казалось, что форма (повесть-дневник – традиционная для сентиментальных романов начала девятнадцатого века) и содержание (сцены, связанные с крестьянами-бунтарями) вступают в противоречие, - говорит Илья. – Счастливый конец - спасение героини - мне также казался надуманным. В первой инсценировке все это сохранилось, и весь третий акт был посвящен сценам в лесу с крестьянами. В результате накал конфликта (а в моем представлении это конфликт, прежде всего, разного понимания любви) был смягчен. Призрак же может быть настоящим только в одном случае – героиня должна погибнуть. Но не просто, а осознав всю гибельность своего пути и тем не менее пройдя по нему до конца. Наш спектакль прежде всего о Юлии, значение других героев несколько меркнет.

В защиту генерала, или Что движет сюжет

Для меня «Голубая дама» также особая постановка – это первый музыкальный спектакль, который я не только посмотрела, но и запомнила. Конечно, не полностью, но некоторые фрагменты навсегда врезались в память. Среди них, например, дуэт Авроры и графа Горецкого в исполнении Любови Августовской и Юрия Кашина. Сцену флирта, замаскированного под урок, во время которого граф учит Аврору стрелять из пистолета, Августовская и Кашин играли настолько искрометно и ярко, что до сих пор вспоминаются кусочки мизансцен и даже интонации героев. Дуэт Августовская – Кашин тогда, по отзывам очевидцев, порой затмевал главных героев. В новой версии Юрий Кашин исполняет роль генерала, а Любовь Августовская – жену чиновника Толстопятова.

- Я полностью на стороне своего героя, - улыбается Юрий Андреевич. - В прошлой постановке генерал – убийца. Образ, нарисованный целиком черной краской, призван оттенять положительные черты Юлии. Черты характера генерала совершенно не прописаны. А ведь он буквально спас семью Юлии от разорения. Он не просто женился на ней, он любит ее. Увез за тридевять земель подальше от Зарицына, и вот - судьба, они опять встречаются. Кстати, если расставлять акценты, кто плох, кто хорош… В подобной же ситуации, описанной Пушкиным, Татьяна Ларина отвергает Онегина. А Юлия – нет. А ведь генерал очень трепетно к ней относится, недаром он сходит с ума. Циники скажут - от страха, а я уверен - от тоски по жене.

По мнению Любови Августовской, на образ ее героини, мадам Толстопятовой, ложится большая нагрузка:

- Эта интриганка и сплетница – движущая и направляющая сила в развитии сюжета, - уверена Любовь Васильевна. - Именно она рассказывает генералу о романе Юлии и лекаря, она же на балу провоцирует скандал. На мой взгляд, в новой постановке этот женский образ по своей значимости идет сразу же за образом Юлии (мне, кстати, очень нравится, как он решен), а вот за "мою" хулиганку Аврорку немного обидно. Не хватает этому образу изюминки, нерва, энергии.

Кстати, и Юрий Кашин, и Любовь Августовская были единодушны в одном: постановочная группа слишком уж увлеклась танцевальными номерами в ущерб пению и драматической игре.

Опираясь на столь солидную теоретическую базу, мы отправились на премьеру.

Где эта улица? Где этот дом?

После такого длинного вступления писать пространную рецензию – значит испытывать терпение читателя. Поэтому постараюсь предельно четко резюмировать, что, на мой взгляд, удалось, а что нет.

Видимо, пытаясь предельно дистанцироваться от прежнего не только драматического, но и сценографического решения постановки, художник Виталий Болгов отказался использовать в декорациях знакомый всем барнаульцам, жителям края и гостям города облик мэрии. Дома, описанного в повести Марка Юдалевича и известного в народе как дом Голубой дамы. Прием понятный, но малооправданный. Это все равно, что экранизировать пушкинского «Медного всадника» и игнорировать монумент, созданный Фальконе.

Режиссер Константин Яковлев и сценарист Илья Зуев в своих интервью ничего не преувеличили. Образы большинства героев действительно получили совсем другое, порой неожиданное решение. Например, Зарицын (которого играют Максим Вехов и Юрий Голубев) из врача-подвижника, «человека будущего», деформируется только что не в негодяя. Мало того, что в свое время он допустил, что любимая девушка, жертвуя собой во имя семьи, вышла замуж за нелюбимого. Так еще при второй встрече он ее оскорбляет (за что Горецкий вызывает его на дуэль), а потом и вовсе бросает одну разбираться с мужем, которого сам же именует «страшным человеком».

Сложнее всех было актрисам Александре Карповой и Виктории Гальцевой, исполнившим роль главной героини. На их плечи легла особенная ответственность, коль скоро не только сюжет, но настроение и общая атмосфера постановки поставлены в зависимость от их игры. Но и авторы версии наиболее четко выписали именно этот образ.

Совершенно эпизодическим стал образ Авроры, несмотря на богатый музыкальный материал, предоставленный в распоряжение актрисы Галины Криулиной. Впрочем, может быть, дело и не в самой Криулиной, а в тех, с кем она оказывается рядом на сцене. Когда зритель видит пару Криулина - Гальцева, то воспринимает ее совершенно адекватно. Перед нами романтичная, пылкая, но вынужденная (все-таки первая дама губернии) сдерживать свои порывы Юлия и беспечная Аврора, балованное дитя, не ведающее забот. Когда же Галине Криулиной приходится играть в паре с молодой актрисой Александрой Карповой, то акценты смещаются, и актрис хочется поменять местами.

Двойственное чувство вызывает хореографический рисунок спектакля, созданный балетмейстером из Кемерово Юрием Писаревским. С одной стороны, действительно, наблюдаются во время танцевальных номеров излишний сумбур и беготня. А с другой, именно при помощи хореографии две линии сюжета - романтическо-любовная (которую олицетворяют влюбленные пары) и гротесково-комическая (супруги Толстопятовы) сливаются в одну. Особенно наглядно это видно в массовых сценах: скандала в доме Авроры или во время бала.

«Ибо сильна, как смерть, любовь...»

 

Хочется сказать еще об одном, неодушевленном, но полноправном герое мюзикла – фортепиано, принадлежащем Юлии. Единственная отдушина на протяжении пяти лет замужества для нее – музыка, а единственный друг – фортепиано, и это обстоятельство остроумно обыгрывается режиссером и актерами при создании различных мизансцен. Иногда крышка от фортепиано – мишень для стрельбы, а иногда и разверстая могила.

Еще одно режиссерское нововведение - «открытый финал». Несмотря на гибель героини, после сцен похорон и сумасшествия генерала в финале Юлия и Юрий на авансцене исполняют свой дуэт: «А любовь нас несет, словно волны реки...» Благодаря этому приему мюзикл не оставляет мрачного, тяжелого осадка в душе. Разве что грусть, но это чувство светлое.

Полагаю, что при наличии интересного режиссерского замысла, сценографического и музыкального оформления (а это, безусловно, присутствует в спектакле), он имеет все шансы на долгую репертуарную жизнь. Но то, что сегодня делает большинство актеров, играющих в «Голубой даме», - не ясная картина образов, а только эскиз к ним. Хочется верить, что в процессе дальнейшей жизни спектакля эти «эскизы» превратятся в полнокровные роли.

Анна СЛАВИНА

Фоторепортаж