С РАДОСТЬЮ И БЕДОЙ

ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ОТКРЫТЫ, НУЖНО НАСТРОИТЬСЯ НА ИХ ВОЛНУ, СЧИТАЕТ ОЛЬГА МИШАКОВА

00:00, 21 октября 2010г, Общество 1768


С РАДОСТЬЮ И БЕДОЙ Фото №1

В коридорах Бийского лицея-интерната тихо. Идут уроки. Поднимаюсь на четвертый этаж, нахожу 417-й кабинет. Пока у меня есть возможность послушать у открытой двери урок заслуженного учителя России, победителя всероссийских и краевых конкурсов Ольги Мишаковой. 

С недоумением ловлю себя на мысли, что саму Ольгу Васильевну почти не слышно. Где этот менторский тон, к которому я привыкла на уроках в своей школе? Раздаются голоса детей, которые выдают явно не заученные фразы, а спорят, анализируют, делятся впечатлениями от прочитанного.

Десятиклассники начали изучать рассказы Зощенко. Как потом выяснилось, выбор далеко не случаен.

– В начале учебного года я всегда стараюсь предложить что-нибудь полегче. Повеселее, что ли, – улыбается Ольга Васильевна. – Все-таки дети только втягиваются в учебный процесс, лишние переживания, даже чужие, им ни к чему. В то время как литература, за таким вот редким исключением, в основном страданиями и питается.

Ольга Васильевна, как и многие преподаватели лицея, работает здесь с самого его основания, то есть без малого 20 лет. А до этого была работа в бийской средней школе № 22.

– Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем. Передо мной стоял только выбор предмета – геометрия или литература. В итоге победила литература, - вспоминает Ольга Васильевна. – Все благодаря отцу, который был очень начитанным человеком. А в школе литературу преподавали плохо. Причем я это прекрасно понимала даже будучи совсем маленькой. Моя учительница литературы читала строго по тетрадочке. И когда дети говорили, что Пушкин написал о творчестве Есенина – «здесь русский дух, здесь Русью пахнет», в классе никто не смеялся. Смеялась я одна, за что меня из класса выгоняли. В тетрадочке так написано, значит, так и есть. Мои одноклассники не понимали всей абсурдности таких уроков, и мне их было жаль. Вот тогда впервые пришла мысль: когда вырасту, стану учителем.

Ольга Васильевна хорошо помнит, что в советские времена литература служила дополнительным средством для пропаганды нужной идеологии, поэтому не устает говорить ученикам, что это искусство. И на ее уроках учатся читать, понимать, любить и ценить книгу. Однако даже у учителей от Бога бывают сложные периоды в работе, когда хочется все бросить и уйти.

– Девяностые годы – вот когда учителя были по-настоящему доведены от отчаяния, – вздыхает Ольга Мишакова. – Я уже работала в лицее. Вспоминаю то время, и сразу в памяти всплывают пиребои с зарплатой, ситуации, когда приходилось плакать от бессилия и унижения.

Но из профессии она не ушла. Причем Ольга Васильевна не только учит, но и сама учится. Психологи рекомендуют периодически что-то менять в своей работе. И сегодня помимо литературы Ольга Мишакова преподает риторику и основы делового общения. В лицее имеется своя телестудия, так что детям есть где практиковаться.

– Когда ты сам учишься и у тебя что-то не получается, начинаешь понимать, насколько все-таки трудно бывает детям отличить, например, ямб от хорея, – улыбается Ольга Васильевна. – Помимо риторики и основ делового общения сейчас я увлеклась еще и этикетом. Его обязательно нужно в школах преподавать, потому что с культурой поведения у нас проблемы. Ведь сегодня о нравственности в современных школах говорит лишь учитель литературы. В старших классах почти не изучают культуру, нет музыки, нет изобразительного искусства. В 9-м классе всего два часа литературы в неделю, в 10-м и 11-м классах – три часа.

Действительно, в школе только на одном предмете идет серьезный разговор о добром и вечном. И современные дети очень нуждаются в нем. На уроках Ольги Васильевны осмысление произведений может вылиться в обсуждение семейных проблем.

– Чтобы дети были открыты, нужно настроиться на их волну. И дорожить их доверием. Научиться думать, чувствовать, переживать как они. Нельзя с ними разговаривать как с детьми, потому что они взрослее некоторых взрослых.

Муж смеется, что я, наверное, в прошлой жизни была священником. Потому что дети идут ко мне со своими проблемами. И не боятся говорить, потому что чувствуют, знают, что я не буду это с кем-то обсуждать.

Выпускники лицея помнят свою учительницу литературы, стараются ее навещать. Причем не только бийчане, но и те, кого судьба забросила далеко.

– Недавно в Бийске был проездом из Кореи Саша Громов. Он сейчас доктор технических наук, занимается нанотехнологиями. Саша пришел ко мне на урок по Фонвизину. С большим удовольствием послушал и даже ребятам подсказывал, – с гордостью рассказывает Ольга Мишакова. – И ведь сколько лет прошло, а он до сих пор превосходно помнит произведения Фонвизина. Или Паша Поплаухин недавно приезжал из Америки. Он – музыкант и с удовольствием играл на уроке на флейте…

Хотя чему здесь удивляться: талантливый преподаватель - успешные выпускники.

Справка «АП»

По распоряжению губернатора Александра Карлина в этом году были поощрены денежными премиями 100 педагогов-победителей ежегодного конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Ольга Мишакова – в их числе. 

Фоторепортаж