ЧТО МОЖЕТ ЖЕНСОВЕТ?

00:00, 09 ноября 2010г, Общество 2513


ЧТО МОЖЕТ ЖЕНСОВЕТ? Фото №1

Такой вопрос корреспонденты «Алтайской правды» задавали во многих селах. Спросили и в Новоромановском сельсовете Калманского района – что сделано органом общественного само-управления? В ответ – список мероприятий. Провели праздники улиц и села, дни благоустройства, пожилого человека.

А что остается так сказать «за кадром» отчетов? Посмотрим.

О чем пожалела председатель

«КамАЗ» остановился. Из кузова вывалились на землю вещи. Люди вышли – озираются по сторонам: «Куда привез? Где мы?» – кричат вслед грузовику. Прикорнули здесь же, на узлах…

«Когда я увидела все это, поняла, что столкнулась с жестокой реальностью», – так говорит Ольга Носачева.

– В тот день пожалела о том, что пошла на обед, – рассказывает она. – До этого жила с легким сердцем и ощущением счастья. Не знала, что такое бедность, не попадались на глаза нищие страдальцы, а может, взгляд не задерживался на них?

Тот самый «КамАЗ», люди и вещи в грязи перевернули всю ее благополучную жизнь. Кто они, откуда? Задолжники. Квартира в экологически чистом районе недалеко от города звучит заманчиво для увязших в долгах людей. Зачастую только протрезвев, понимают, что произошло.

- Я не могла спокойно есть и спать полгода. Думала, размышляла. И решила: нужно помогать!

Был и такой случай. Обнаружила она в квартире с выбитой дверью полуживого старика в куче тряпья. Волосы у него шевелились от паразитов, он был болен, истощен. Подтащила к стене, проверила пульс. Стали хлопотать с главой сельсовета об устройстве человека в дом престарелых. Пока готовились документы, навещала его. Принесла как-то горячего чаю, еды, через час возвратилась посмотреть, проснулся ли старик, да чаем его напоить. Смотрит, уже термоса нет, украли.

Того деда устроили в дом престарелых. Хлопотали. Повезла его провожать председатель женсовета Новоромановского сельсовета Ольга Носачева и порадовалась: в помещении евроремонт, по два человека в комнате.

Она вернула к жизни пятерых пожилых людей, оказавшихся в экстремальных условиях. Сопровождала в дома инвалидов и престарелых.

- Таскаешь на себе, а к ним прикасаться страшно, – говорили ей.

- Я же медсестра, – так ответила Ольга Петровна. А потом добавила, – мне помогает страх: подумаю только, в таком положении может оказаться человек. Стать одиноким, беспомощным, бесприютным. От него могут отвернуться родные, всякое может произойти. И чем винить кого-то, рассуждать о том, какие родственники негодяи или дети бессердечные – надо прежде всего помочь попавшему в беду.

Так сложилось

Ольга Носачева – жена военного. Следовала за мужем как нитка за иголкой. В Новороманово приехали они из Москвы, после учебы мужа-офицера в академии. А когда расформировали военную часть, Ольге, профессиональной медсестре, пришлось искать работу. Устроилась на частную заправку. Тогда-то глава сельсовета Мария Воеводина и предложила Носачевой заняться общественной работой в совете женщин. Необходим был сельской власти совет из самых авторитетных и мудрых жительниц. Именно такой – деятельный актив общественниц и удалось организовать.

Через некоторое время в администрации сельсовета была выделена штатная единица специалиста по работе с семьей: загнали в угол экстремальные обстоятельства. На территории 3,5 тысячи жителей. После расформирования военного гарнизона в Новороманово их состав сменился. Большая миграция из города увеличила количество семей социального риска: пьющие родители, задолжавшие за коммунальные услуги в краевом центре, оказались с вещами у пятиэтажек бывшего военного городка.

Живая практика

«У нас желаний больше, чем возможностей, и когда получается – мы счастливы», – говорит член женсовета Ольга Юферова.

Провели праздник улицы – люди остались довольны. Женсоветом ставили спектакль – новогодняя сказка удалась.

- Есть мамы школьного возраста, есть молодые семьи, формируем группу активистов, которые могли бы заниматься молодежными проблемами.

Пьянство, наркомания – пытаются уберечь от них детей, вразумить юные головы. Для этого нужны сильные, яркие противовесы.

Есть мечта – сделать клуб для подростков, чтобы после занятий в школе было куда пойти. «Одно дело – скажет взрослый «пьянству и наркомании бой», другое – молодые парни и девушки. Им надо показать и высказать свое негативное отношение».

Уверена Ольга Петровна, что надо обучать молодежь работать с людьми. В этом пришлось убедиться на практике: собрали факты и материалы по СПИДу, а столкнулись с тем, что подростки не решаются говорить об этом сами. А когда говорят взрослые – слушают с иронией. Пытаются члены женсовета убедить, что да, молодому человеку нужна смелость, чтобы говорить без стеснения на такие темы со своими сверстниками, а это – качество лидера.

Совету женщин помогает умный расклад: в составе медицинские работники, библиотекарь, учителя – имеющие большой опыт общественниц.

Эта фраза – обучать молодежь работать с людьми – заставила задуматься. В ней откровенная озабоченность судьбой общественного самоуправления. Чего греха таить – уходят старые закаленные кадры, а где взять активистов нового времени? Как лучше сделать, чтобы, подрастая, учились юные селяне на живой практике понимать жизнь, видеть проблемы не только в компьютерных сайтах, а в реальной жизни?

Кому он нужен, этот шок

Не ошибусь, сказав, что никому не нужен. Так что же движет Ольгой Петровной? Зачем порой рискует здоровьем и жизнью, бросаясь на выручку людям, попавшим в беду? Скажем, вот лишь несколько ситуаций.

Видит детей на скамейке, а уже поздно. Что стряслось? Да там гуляют… Решила: «Пойду разгоню». Входит – а там пьяная компания, полезли с кулаками.

Надо бы поостеречься и в одиночку не переступать пороги опасных квартир. Ольга Петровна, добрая душа, считала, что устыдятся семейные тираны, увидев постороннего человека. Нет. И в этом пришлось убедиться не раз.

Решила помочь старушке, мокнувшей под дождем у подъезда. Пьяный муж распоясался. Бабуля крадучись провела ее в квартиру, сама спряталась.

- Что вы себе позволяете? – спросила Ольга Петровна у дюжего хозяина в летах.

Реакция у бывшего боксера понятно какая...

Теперь в одиночку не делает обходов квартир алкоголиков. А семей социального риска в Новоромановском сельсовете – несколько десятков. Работают совместно с инспектором по делам несовершеннолетних Ириной Прониной и социальным педагогом в школе Людмилой Клинниковой.

Удалось вытащить двух женщин. Они были в шоке, когда встал вопрос о лишении их родительских прав. И вот это состояние страха, что отнимут у них самое дорогое – помогло протрезветь.

Песня помогает

Что в планах на будущее? Создать хор в селе. Столько девушек и женщин-певуний, нужен руководитель. Нашелся! Да какой – настоящий маэстро. Владимир Зубарев имеет специальное образование: музучилище, институт культуры (хоровое дирижирование). Живет он в Панфилово. Пытался создать там хор – не пошло. А в Новороманово… «Таких энтузиастов впервые встречаю за свою практику», – говорит он. Нахваливает селянок, а они – Владимира Федоровича.

«Настоящий подвижник!»

Сто лет доказывать то, что ты замечательный – нет нужды. Владимир Федорович и не задавался такой целью. Спрашивала женщин: почему вы за своего маэстро горой? Приводят (все, не сговариваясь) такой факт. Как-то в сильнейший буран, когда закрыто было движение автотранспорта, отправился пешком из Панфилово в Новороманово, сбился с пути, но не сорвалась репетиция.

Поначалу председатель женсовета ходила на спевки для массовости. А сегодня не представляет, как раньше-то жила без этой отдушины – хора. И другие участницы кивают: классика, песни донских казаков, немецкие народные. Собираются исполнить и кое-что из «Волшебной флейты» Моцарта...

Калманский район.

Фоторепортаж