Счастливая судьба

Всю минувшую неделю в Барнауле проходили напряженные конкурсные испытания лучших педагогов края, претендующих на звание учителя года

00:00, 19 марта 2011г, Общество 1381


Счастливая судьба Фото №1

Вчера краевой конкурс «Учитель года Алтая–2011» завершился. Когда верстался этот номер, победители еще не были известны. О них мы расскажем в следующем выпуске. Педагоги дополнительного образования, участвующие в конкурсе «Сердце отдаю детям», состязались на базе краевого Дворца творчества детей и молодежи (АКДТДиМ). В том, что для учителей рисования и пения, детских спортивных тренеров и тренеров по туризму название конкурса – не просто громкий лозунг, убедились корреспонденты «АП», посетившие самый сложный этап: открытые уроки с незнакомыми и неподготовленными детьми.

– … Теперь у каждого из вас – своя планета. Давайте придумаем им название!

Это вовсе не астрономия, а информатика. Точнее, вводное занятие, посвященное GIF-анимации. Евгений Рыбников, руководитель объединения «Компьютер +» Тюменцевского районного центра детского творчества, учил подростков, в обычной жизни занимающихся хореографией, создавать движущиеся галактики. Правда, с названиями для несуществующих планет у детей неожиданно возникли затруднения. А вот с рисованием, судя по всему, нет: на экранах мониторов в маленьких окошечках вращались и мерцали вполне правдоподобные космические пространства.

– Все дети прекрасно справились с заданием создать такой «кусочек космоса», мне они очень понравились, – рассказал после урока Евгений Николаевич.

– Вам трудно было объяснять свою тему «чужим» детям?

– Нет, что вы! Я во время занятий забыл обо всем и сосредоточился на общении с ними, – признался педагог. – К тому же организаторы позволили нам накануне познакомиться с будущими учениками. Вообще, здесь созданы все условия, чтобы мы могли сконцентрироваться на своем предмете. А вот однажды в летнем лагере я целую смену вел информатику без единого компьютера! И ребятам было интересно. Мы выполняли задания на логику, изучали оцифровку изображения, перевод из одной системы счисления в другую… В конце концов, компьютер – всего лишь средство, и заинтересовать детей наукой можно и без него.

– А чему вы стараетесь научить детей, которые постоянно занимаются в объединении «Компьютер +»?

– Наш центр отдает приоритет исследовательской деятельности, поэтому важнее всего научить детей самообучаться в дальнейшем.

Конкуренты поддерживают

В соседнем кабинете рисуют. Елена Шевелёва, руководитель творческого объединения «Палитра» из центра детского творчества Заринского района, объясняет, как пропитать содовым раствором белую ткань, чтобы приступить к батику «а-ля прима». Ученицы – восемь девочек из вокальной студии «Маленькая страна», и некоторые почти не умеют рисовать. Впрочем, педагогу сейчас еще тяжелее: меньше чем за полчаса нужно научить детей правильно держать кисточку, пользоваться палитрой и самим смешивать краски, чтобы получить оранжевый цвет. При этом каждому ученику нужно уделить внимание и похвалить, да еще и попутно блеснуть красноречием перед членами жюри.

Надо сказать, Елена Геннадьевна придумала весьма эффектный способ познакомить детей со своим предметом: они рисуют радугу. У каждой юной художницы эта радуга получается совершенно особенная, но при этом очень «настоящая».

– Бесподобные дети, мне было с ними так легко! – признается педагог после занятия. – Я сама только недавно занялась батиком. Детям он всегда нравится – и слово звучит загадочно, и техника красивая: в ней краски непредсказуемо смешиваются прямо на мокрой ткани. Какие воспоминания у меня останутся от конкурса? Пожалуй, я буду помнить удивительную поддержку и сплоченность между конкурсантами.

– За эту неделю мы стали единой семьей, – подтверждает слова коллеги Лариса Белоусова, педагог Центра эстетического воспитания Белокурихи. – Никогда бы не подумала, что можно вот так соревноваться!

Лариса Григорьевна провела для детей игру-ярмарку «Золотая хохлома», учила расписывать картонных матрешек. Она тоже в восторге от учеников, говорит: «Мне кажется, они даже полюбили меня».

– Вчера мы познакомились и немножко поиграли, а сегодня они увидели меня и закричали: «Лариса Григорьевна!» Я была поражена, что они запомнили мое имя. От занятия у меня осталось такое чувство, что им еще хотелось порисовать, что нам не хватило времени для общения. Словом, когда я увидела их глаза, поняла, что не зря работаю в этой сфере.

Позвали горы

Светлана Вайгель, руководитель объединения по туризму Заринского центра детского творчества, поразила детей настоящей палаткой, привезенной на конкурс, и профессиональным туристским снаряжением. А нас – хрупкостью, неожиданной для человека, проводящего много времени в далеких походах.

– Меня с детства манили горы. Я родом из Киргизии, вокруг были семитысячные снежные пики, и наша классная руководительница частенько нас туда вывозила. В Россию я приехала после института и педагогическую карьеру начинала в Барнауле – учителем географии и биологии в 51-й школе. Собрала там команду из шести девочек, которым были интересны походы. Сейчас они уже взрослые, но по-прежнему путешествуют. И мне приятно, что обыкновенное дополнительное занятие превратилось в частичку их жизни. Кстати, в горах я встретила своего будущего мужа, он и увез меня в Заринск, – улыбается Светлана. – Сегодня я рассказывала детям о безопасности в походах. Они сначала, конечно, стеснялись, но потом стали раскрываться. Я показала фотографии алтайской природы, подарила им путевку на Салаирский кряж – и увидела азартный блеск в их глазах!

– Как вы решились принять участие в педагогическом конкурсе?

– Родина сказала: «Надо!» – смеется Светлана. – У нас в туристическом отделе работают еще двое мужчин, которых трудно было бы сподвигнуть на такое дело. Ну а мне захотелось рассказать новым людям о такой увлекательной стороне жизни, как путешествия, и показать, что не все так сложно, как кажется.

Оценка педагогу

Председатель жюри конкурса «Сердце отдаю детям», директор АКДТДиМ Лидия Копылова, говорит, что открытые занятия – всегда самое сложное задание: педагогу нужно показать, как он умеет увлечь, раскрепостить и обучить совершенно новых детей.

– Тут было столько интересного: спортивные единоборства, палатки, театр, рукоделие, новые техники росписи, компьютерные технологии… Но в центре всеобщего внимания – дети. Дело в том, что педагоги должны были во время занятия еще и провести негласную диагностику способностей каждого ребенка! Вообще, очень показательно, когда дети не хотят отпускать учителя, ко многим прилипали просто как магнитики.

Например, тренеру по карате-до сётокан Александру Ельникову, директору барнаульской ДЮСШ «Рубин», пришлось долго объяснять учащимся 130-го лицея, что они вряд ли смогут постоянно ездить к нему на занятия в поселок Южный из центра.

– Первым заданием для педагогов стала самопрезентация, и это были красивые яркие выступления, мы видели искренние устремления ввысь, к звездам, – рассказывает Лидия Копылова. – Учителя говорили, что быть педагогом дополнительного образования для них – счастливая судьба. Вторым заданием стала защита образовательных программ, и тут уже оценивались методическая подготовка, знание новых технологий и умение внедрять инновации. Без этого мы не можем сегодня назвать человека педагогом года.

– Внештатных ситуаций на открытых занятиях было больше чем достаточно, – замечает член жюри Антонина Власова. – Кто-то рассчитывал на одну реакцию детей, а получил противоположную. И тут очень важна способность педагога совладать с собой и импровизировать.

Справка «АП»
АКДТДиМ является методическим центром для 97 учреждений дополнительного образования края и уже одиннадцатый раз проводит на своей базе конкурс «Сердце отдаю детям», являясь его соорганизатором.

Фоторепортаж