В Общественной палате Алтайского края обсудили развитие креативных индустрий

12:49, 03 апреля 2024г, Общество 540


Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин

Развитие креативных индустрий в регионе обсудили на заседании Общественной палаты Алтайского края.

В большой дискуссии участвовали главы нескольких профильных министерств и эксперты в области IT, моды и народных промыслов.

Фото: Алексей Янкин фото
Фото: Алексей Янкин

О самом термине «креативные индустрии» начали говорить в 2021-м, когда российское правительство утвердило концепцию их развития и механизмов господдержки до 2030 года. «Переведем на простой русский язык: это когда человек своим интеллектуальным и творческим трудом еще и зарабатывать умеет», – говорит министр культуры края Елена Безрукова. Из всего многообразия на заседании ОПАК рассмотрели четыре направления: IT, кинопроизводство, моду и народные промыслы, чтобы в итоге подготовить резолюцию и направить ее в органы исполнительной и законодательной власти края и Общественную палату РФ.

Как оживить пространство

О том, что Алтайский край наряду с еще 40 субъектами Федерации начал внедрять региональный стандарт развития креативных индустрий, разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ), напомнил замминистра экономического развития края Сергей Кореннов. Он сообщил, что сегодня в структуре валового регионального продукта края креативные индустрии занимают порядка трех процентов (в целом по СФО – 2,81%, а лидирует среди сибирских регионов Новосибирская область с 6,64%). Чтобы «прирасти», край должен пройти 12 так называемых шагов регионального стандарта (которые во многом совпали с проектом резолюции ОПАК). В их числе – создание региональной опорной организации и объектов инфраструктуры для креативных индустрий, и наметить эти мероприятия предстоит уже в 2024 году.

Фото: Алексей Янкин фото
Фото: Алексей Янкин

Собственно инфраструктура стала одной из главных тем доклада Евгении Слащёвой, заведующей отделом развития туризма администрации Барнаула. В России есть успешные примеры оживления невостребованных пространств – как правило, бывших производственных территорий, на которых концентрируются креативные индустрии. Примеры – дизайн-завод «Флакон» в Москве с его двумя сотнями творчес­ких студий, мастерских, ресторанов и образовательных площадок, или «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге, где проходит более 600 мероприятий в год. В регионах такие проекты тоже есть – Евгения Слащёва перечислила креативные кластеры «Домна» в Екатеринбурге и «Октава» в Туле, центр современного искусства «Заря» во Владивостоке.

В Барнауле не первый год думают о том, чтобы создать такой кластер на территории сереброплавильного завода. Но помимо преимуществ (историческая составляющая, транспортная доступность и один собственник на всю территорию), есть и сложности: статус памятника культуры федерального значения ограничивает возможности по строительству, а еще требует больших финансовых вложений. Хотя если бы проект удалось реализовать, он бы усилил туристско-рекреационный кластер «Барнаул – горнозаводской город».

Фото: Алексей Янкин фото
Фото: Алексей Янкин

А председатель ОПАК Юрий Шамков заметил, что, хотя все и упирается в деньги, сейчас, в канун 300-летия, у Барнаула есть шанс привлечь серьезное федеральное финансирование, в том числе на подобные проекты. «Мы-то живем здесь и хотим, чтобы наши дети здесь жили. Поэтому проходить мимо денег, мне кажется, не по-государственному».

Сложности и перспективы

Директор издательского дома «Регион» Ольга Пашаева в связи с этой дискуссией заметила, что у Барнаула, на ее взгляд, нет знакового креативного лица, такой локации, на фоне которой тележурналисты могли бы записать стендап для федерального канала, и было бы понятно, где он записан. А генеральный директор
ИД «Алтапресс» Юрий Пургин рассказал об опыте общения со студентами, планирующими уезжать из края:

– Если раньше в Москву уезжали за образованием, то сейчас студенты говорят, что в Барнауле нет качественной среды. В городе много питейных заведений, сказали они, есть кальянные. Но что если они не хотят вечером курить кальян, а хотят пойти в креативную мастерскую и чему-то научиться, в чем-то поучаствовать? На самом деле, ничего другого они не просили, и я думаю, это наш с вами долг старшего поколения – вдумчиво для них поработать.

Фото: Алексей Янкин фото
Фото: Алексей Янкин

О ремесле как бизнесе рассказал известный керамист, гончар, народный мастер Алтайского края Михаил Бывших, об обучении мультипликации – декан факультета визуальных искусств и цифровых технологий АГИК Лариса Шокорова. О нехватке специализированных площадок для модных показов (а еще о кадровом дефиците) говорили и приглашенные эксперты в области моды. При этом руководитель академии моды и стиля New style Наталья Степанова настаивает, что в крае уже сегодня существует настоящая модная индустрия: более 200 производств одежды, свыше 20 модных брендов и 30 модельных агентств, и это не считая многочисленных детских школ дизайна, дающих раннюю предпрофильную подготовку.

Фото: Алексей Янкин фото
Фото: Алексей Янкин

Фото: Алексей Янкин фото
Фото: Алексей Янкин

А министр цифрового развития и связи края Евгений Зрюмов рассказал о перспективах IT-сферы после ухода ряда мировых компаний. Чтобы воспользоваться этим окном возможностей, государство наращивает поддержку отрасли, а вузы увеличивают количество бюджетных мест для студентов-айтишников.

Цифра

3 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства в крае развивают направление креативных индустрий

Фоторепортаж