Такая судьба

00:00, 07 мая 2011г, Общество 1695


Такая судьба Фото №1

Анатолий МАРТЫНОВ, председатель совета ветеранов управления вневедомственной охраны.

Лучше смерть, чем предательство

В августе этого года участнику Великой Отечественной войны, ветерану вневедомственной охраны майору милиции в отставке Ивану Максимовичу Жабину исполняется 86 лет. Он по-прежнему полон жизни, бодр и энергичен. Частый и желанный гость у школьников и молодежи села Поспелиха, где живет уже около полувека.

В своей большой семье Иван был старшим ребенком. С семи лет помогал родителям в поле, окончил семилетку, работал в колхозе. В школе прошел обязательную для того времени военную подготовку. Сдал нормы ГТО, выполнил норматив на юного Ворошиловского стрелка. Все это позже пригодилось ему на фронте, помогло выжить.

На войну ветеран попал в декабре 1942 года. Мать на проводах напутствовала: “Не вздумай струсить, лучше смерть, чем позор и предательство”. “До сих пор помню эти ее слова, - говорит Иван Максимович. - Всегда берег патрон или гранату, чтобы не попасть живым в руки врага”…

После курсов минометчиков в запасном полку Бийска он попал на Ленинградский фронт. Позже был переброшен на 3-й Украинский фронт в полковую разведку 60-го гвардейского стрелкового полка 20-й гвардейский стрелковой дивизии. “Фронтовые будни разведчиков проходили в постоянных вылазках, - рассказывает Иван Максимович. - Когда скрытых, а когда и с боем. Врываемся в траншею с двух сторон, хватаем немца, забрасываем гранатами и уходим. Случались встречи с немецкой разведкой на нейтральной земле. Однажды разминулись с фашистами, которые направлялись к нашему переднему краю. Остались незамеченными, зашли к ним в тыл и взяли в плен. Под городом Кривой Рог наткнулись в разведке на немецкий блиндаж. Бросили гранату, дали автоматную очередь. Оставшихся в живых трех фашистов, среди которых был офицер, связали”.

Весной 1944 года Иван Максимович форсировал реку Южный Буг. Только что сошел лед, вода была ледяной. При переправе выбило две трети личного состава, артиллерией разбило все плавсредства. Переправлялись на связанных железных бочках. Только с третьей попытки девяти разведчикам, среди которых был Иван Максимович, удалось закрепиться на противоположном берегу, после чего переправились основные силы. За этот бой Иван Жабин был удостоен ордена Славы.

“В Молдавии к нам поступила информация, что в близлежащем монастыре укрылся один из руководителей украинской полиции со своей группой, - вспоминает фронтовик. - Пошли туда втроем во главе с командиром разведки. Настоятель монастыря показал здание, где прятались полицаи, переодетые в монашеские одежды. Используя фактор внезапности, разоружили их без боя”.

До августа 1944 года полк готовился к Ясско-Кишиневской операции. Перед наступлением требовалось уточнить позиции врага, поэтому работы у разведчиков прибавилось. “Брали документы бойцов “власовской” дивизии, надевали их цветные бушлаты, - рассказывает Иван Максимович. - Среди нас был разведчик по фамилии Павлович. Он свободно владел немецким языком и в разведку надевал форму немецкого офицера. Однажды в расположении противника приказал немецким поварам накормить нас кашей!”

Ясско-Кишиневская операция началась 20 августа, в 19-й день рождения Ивана Максимовича. В бою фронтовика контузило. После госпиталя вернулся в строй. День Победы он встретил в Австрии уже здоровым. А вот его отец до Победы не дожил – погиб в 1944 году.

После победы Иван Максимович отдыхал недолго – его направили на Дальний Восток. Воевал в разведке 7-й Шавлинской Краснознаменной бригады 3-го механизированного танкового корпуса на территории Кореи и Китая. После капитуляции Японии служил на Дальнем Востоке еще пять лет. Фронтовик награжден орденами Отечественной войны II степени и Славы III степени, медалями “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” и “За победу над Японией”.

Домой Иван Максимович вернулся только в марте 1950 года. Ему сразу предложили работать в милиции. Одно из первых дел – задержание банды грабителей в Змеиногорском районе. “Меня решили внедрить в эту банду, - вспоминает Иван Максимович. - И опыт разведчика не подвел! В банде я занимался ремонтом обуви, это ремесло освоил еще до армии. Попутно устанавливал личности каждого жулика. Сам же участвовал и в их задержании уже в качестве сотрудника правоохранительных органов. Это было первым самостоятельным делом в моей милицейской практике”.

В 1963 году Иван Максимович попал в Поспелихинский отдел милиции. Там получил задание создать подразделение вневедомственной охраны. Работа требовала постоянных разъездов, так как сторожевые бригады и охраняемые объекты находились от Поспелихи за десятки километров. Иногда приходилось добираться до места на попутках.

В 1968 году по состоянию здоровья Иван Максимович вышел в отставку. Но он никогда не сидел сложа руки! Организовал в районном центре добровольное пожарное общество, работал начальником штаба гражданской обороны. Уже много лет ведет большую общественную работу по патриотическому воспитанию молодежи села Поспелиха. Есть о чем рассказать ему и молодым сотрудникам, пришедшим на службу в органы внутренних дел. На каждой встрече он передает им частицу своей души, получая взамен заряд бодрости и… молодости…

Фоторепортаж