Подарок для Антона

00:00, 25 мая 2011г, Общество 794


Подарок для Антона Фото №1

Хочу рассказать историю, касающуюся гибели моего младшего брата Антона, который был призван на войну из села Молчаново Краснощёковского района. Сейчас этой деревни уже нет на карте, и проезжающий человек вряд ли сможет угадать в небольших холмиках на берегу красивой речки следы былых подворий. А я хорошо помню место, где стояла наша изба, где мы росли и откуда ушли на фронт мои отец и брат. Они оба погибли: отец под Новгородом, брат под Курском.

В ноябре 1972 года я был в селе Куськино Курской области на могиле брата Антона. Встречался с местными жителями. Женщины мне рассказывали, что они, тогда еще девчонки, знали, как после Сталинграда Красная армия гонит немцев, и надеялись на скорое освобождение своего села. «Втайне от матерей мы сговорились, чтобы каждая связала из белой шерстяной пряжи мужские перчатки и подарила первому красноармейцу, который освободит ее дом. Именно так и подарила белые перчатки Фая Захарова твоему брату, когда он зашел к ней. Сейчас она замужем и живет в Красноярске». Одна женщина назвала адрес, я написал Фаине письмо. Она ответила...

«13 февраля 1943 года немецкая воинская часть при отступлении заняла наше село. Мы – я, мама и младший брат Венька - жили в маленьком домике. К нам вселились шесть немецких солдат. Часов в 12 ночи на дворе раздались громкие выстрелы. Немцы схватили свое оружие и выбежали. Минут через десять к нам вошли двое молодых военных в маскхалатах, с автоматами и поздоровались. Венька закричал: «Да это ж наши!» Я из своего тайника достала белые перчатки и подала их тому, кто стоял впереди. Перчатку на левую руку он надел сам, а на правую сразу надеть не смог, ему что-то помешало, я помогла. Мы не сказали друг другу никаких слов, он успел только поблагодарить. Я его запомнила: невысокого роста, темноволосый, интересный и как-то приятно улыбался. На дворе поднялась сильная стрельба, и они заторопились. За ними выскочил мой брат. Он вернулся под утро и сообщил: «Там, возле церкви, что-то случилось. Много наших солдат раненых и убитых». Мы с подругой побежали туда. Через село шли и ехали наши войска. У церковной стены лежали в ряд солдаты, убитые в ночном бою. Я сразу его узнала по перчаткам, а потом и в лицо. Мне сделалось страшно, я, наверно, сильно закричала. Собралось много людей, от меня они узнали о ночном событии. До самых похорон мы с подругой от него не отходили. Один офицер подал мне листок, в котором мы прочитали сведения о погибшем парне. Когда его несли к могиле, я шла рядом и просила солдат перчатки с рук не снимать. Его в них и опустили. У могилы кроме военных стояло много жителей села. После погребения из винтовок и автоматов прогремели три прощальных залпа. Дома в своей девичьей тетрадочке я записала: «В первом часу ночи 14 февраля 1943 года я подарила белые шерстяные перчатки, которые связала сама, первому освободителю моего дома от немцев - командиру роты старшему лейтенанту Попову Антону Матвеевичу». Ему шел двадцатый год, мне восемнадцатый. До замужества я жила дома в Куськино, и каждый год 14 февраля и 9 мая мы всей семьей приходили к братской могиле и приносили цветы. Я приходила к Антону. В моей памяти он остался живым.

Николай Матвеевич! Может, я не написала всего, что вас интересует. Спрашивайте, буду отвечать. Пришлите мне фото Антона. Фая. 6 декабря 1972 года».

Я выполнил ее просьбу, и мы еще раз обменялись письмами.

В 1972 году в братской могиле села Куськино покоились 46 солдат, погибших в боях с немцами в разные периоды войны. Сейчас - 53. Пополнение происходит благодаря поисковикам, которые на местах сражений находят останки солдат и производят захоронения.

Николай ПОПОВ, житель села Карпово. Краснощёковский район.

Фоторепортаж