По следам алтайской Цветаевой...

08:00, 05 января 2016г, Культура 3909


1
1

Поэтесса Марианна Колосова обрела родину и вернулась к нам стихами.

Шесть лет разыскивал «харбинскую Марину Цветаеву», как нередко называют эмигрировавшую в Китай в годы Гражданской войны талантливую поэтессу Марианну Колосову, писатель-краевед из Барнаула Виктор Суманосов. Жизнь она прожила суровую и полную борьбы, сполна заплатив лишениями и страданиями за свои сильные и удивительные стихи, главный мотив которых всё же непреходящая тоска по родине. Была знакома с Валерианом Куйбышевым, Пабло Нерудой. Настоящее имя поэтессы, данное ей при рождении, – Римма Виноградова. Живут в её стихах горы Алтая, Обь... С Виктором Александровичем Суманосовым мы встретились на вечере памяти Марианны Колосовой в Новообинской средней школе Петропавловского района.

– Без преувеличения, это сенсация, Виктор Александрович, что такая поэтесса родилась у нас в Новообинке и что вам удалось это установить при той вполне объяснимой скрытности, которую она вокруг себя создала.

– Именно в год литературы, в 2015-м, я узнал, что она родилась здесь... Дата рождения – 14 июня 1901 года, 16 июня крестили, а крестили в тот день в новообинском Пророко-Ильином храме ещё одну новорожденную, Анну Лопатину. Я думал: почему отец не назвал её Анной, это имя так бы подошло ей! Но, выбрав себе позднее имя Марианна, она соединила в себе и Марию, и Анну. Отец служил псаломщиком в храме. В 1903 году его перевели в село Покровское Змеиногорского уезда. Многие, в том числе и я, искали её отца среди священников, а это вело в тупик.

В январе 2015 года захотел проверить свою догадку, где найти Ивана Виноградова – её отца. Был в шоке, когда нашёл Виноградовых в анкетах сельскохозяйственной переписи 1917 года. В электронном виде. Подозвал работника архива, показал запись, что у него была дочь Римма. А написано было не очень разборчиво. Тот уверенно заявил, что я не ошибся – у него действительно была дочь Римма. И потом через клировые ведомости, в метрической записи Пророко-Ильинской церкви села Новообинка увидел запись о ее рождении.

– А вообще как начинались поиски Марианны? Профессионально вы с этими темами связаны?

– По профессии я инженер-механик по автомобилям, окончил в 1983 году политех. Но работал не по специальности. Поиски Марианны Колосовой начались в 2004 году публикацией Максима Николаевича Ивлева в казахстанском журнале «Простор». Он говорил потом, что долго не мог понять, почему на Алтае-то не ищут? В апреле 2005 года в «Алтайской правде» вышла статья Андрея Лушникова «Крест и Голгофа Марианны Колосовой», но его поиски также не увенчались успехом. А первоисточником была публикация корреспондента ИТАР-ТАСС в Чили Анатолия Медведенко в «Советской культуре» в августе 1990 года «Такая судьба». Со всеми этими людьми, и не только с этими, общался лично, по электронной почте. Именно Медведенко сделал открытие, что на старом кладбище на окраине столицы Чили Сантьяго, в Пуэнте-Альто, есть такая могила: Марианна Колосова, русская национальная поэтесса... Умерла она 6 октября 1964 года.

Для меня всё начиналось с того, что в 2009-м выпустил книгу в соавторстве – «Забытый полк» о 3-м Барнаульском полке белой армии. Предисловие к этой книге писал Александр Родионов, он-то и сказал: «а вот была такая Марианна Колосова... Бард Белого движения». Её биография и стихи были логично включены в ту книгу. Марианна Колосова дружила с женой полковника Камбалина, командира полка.

А потом я увидел сон про Марианну. Проникся... Слышал её голос, лицо в тумане. Я ошибся только в том, что она кареглазая. На самом деле у неё были голубые глаза.

Перед поездкой в Новообинку допечатал тираж «Вспомнить нельзя забыть», дополнив его стихами из шанхайского сборника Марианны «Медный гул», получилось 535 страниц. Жена Светлана Георгиевна, она художник, делала иллюстрации. Почти весь тираж – 21 книгу – привёз в Новоообинскую школу. Чтобы земляки прочли. Вся книга есть в Интернете. А вообще я очень хотел бы, чтобы молодое поколение – хоть бы один человек! – заинтересовалось. спросили бы меня – и пошли в поисках дальше. Мы уйдём, а кто это всё продолжит?

В серии «Алтай: возвращённые имена» выпустили в этом году вместе с журналистом «АП» Светланой Тирской и Натальей Орловой книгу «Сложить мозаику судеб...», там тоже есть её биография.

– В Интернете в настоящее время много стихов Марианны. есть они и в электронной хрестоматии с подробной её биографией, где указано, что родилась она в 1903 году в Бийске. Собираетесь вносить ясность, исправлять эти сведения?

– Да, пребывая в шанхайской полиции, она убавила себе пару лет, это женщинам свойственно. А вообще у Марианны нет ни одной автобиографии, она шифровала всё, в том числе место и год рождения.

– Белых пятен в биографии Марианны много?

– конечно, немало. Будем искать, только делается это не быстро. Вроде идёшь к цели и – раз, откатывает, упираешься в стену, начинаешь искать по знакомым, вновь писать электронные письма в российские представительства за рубежом, бывшим соотечественникам в Сан-Франциско, в Сантьяго... Вот, например, Татьяна Георгиевна Спиридонова, балерина, помогла найти Золотухиных, соседей Марианны и Александра Покровских. Съездила на кладбище в Пуэнте-Альто, нашла могилу Марианны. Думал, слетаю туда сам. Режим с Чили безвизовый, но очень уж дорого.

Рассказывая о Марианне, конечно же, нельзя пропустить её яркий роман с революционером и советским деятелем Валерианом Куйбышевым, вызволившим её в своё время из ГПУ (Государственное политическое управление) при НКВД, куда она попала за деятельность в тайной офицерской организации... Было это в Томске, где она училась в епархиальном училище. А может, роман был с братом Валериана Николаем? Не приняв советской действительности, с остатками белогвардейских войск она уходит в Китай, чтобы никогда уже не вернуться на родину. Хотя могла бы однажды и уже приняла советское гражданство, но... Известные гонения на Ахматову и других советских литераторов опять отбрасывают её от любимой родины, она публично отказывается от советского паспорта. Плакала даже из-за Ахматовой на каком-то их собрании... С Китаем тоже приходится расстаться, когда эта страна делает коммунистический выбор. Неблагонадёжных эмигрантов американцы к себе не берут, а мятежную Марианну они относят именно к таковым, и они с мужем попадают на остров Тубабао на Филиппинах, а потом в Чили, где она и находит последний приют. Принципиальность и страстность, верность убеждениям и огромнейшая любовь к России... Не могла она принять новой жизни, не покорялась и боролась. Страдала, ненавидела, мучилась...

– В каких строчках для вас суть и душа Марианны Колосовой?

– Стихотворений, выражающих Марианну лучше всего, много. Но, пожалуй, остановлюсь на этом – «Отступнику». Это писалось для Николая Рериха. Про его выдуманную религию. Впрочем, это относится и к России, ко всем нам. Мы предали свою веру. Мы отступники.

Отступнику

Встречаться мы не перестали,
Но ты чужой навеки мне...
Идёшь? Один? В чужiя дали,
К чужим богам, в чужой стране?
Тебя настигнет Немезида:
Вот жрец, от лжи и тайны пьян,
И покрывалами Изиды
Задрапированный обман!

*   *   *

Из стихотворения «Бессмертник»:

«Жили мы на Оби... –
Так рассказывал дедушка внуку. –Ты свой край полюби
За красу, за отвагу, за муку!»
Там бессмертник цветёт,
Там шаманы звенят бубенцами...
Всё чужое умрёт,
Всё родное – останется с нами.

Нина Хлыновская (газета «Ударник», Петропавловский район).

 
Фоторепортаж
Блоги