Временщикам здесь не место

00:00, 21 июля 2011г, Общество 2487


Временщикам здесь не место Фото №1

Генеральный директор Краснощёковского молочного комбината Александр Просвиров - человек абсолютно городской, но так сложилось, что деловые интересы его оказались связаны с селом. И он не понимает, почему люди не едут работать на село. По его мнению, всему виной старые психологические установки. И их, он считает, необходимо ломать.

Сегодня в Краснощёково предлагают специалистам хорошую зарплату, жильё, стабильность в жизни, занятие любимым делом, но не могут найти ветеринаров, зоотехников, агрономов, бухгалтеров, других специалистов, так необходимых селу.

Этот молочный комбинат существует с 1928 года. Планируя его строительство, наши предки прекрасно понимали, что делают. Огромные пастбища в предгорьях Алтая позволяют активно развивать молочное животноводство. И к тому же получать молоко, пригодное для производства качественных сыров.

И сегодня район по количеству коров - в краевых лидерах. Здесь никого не удивишь наличием десятка буренок на личном подворье.

Но вернемся к заводу. На нём работают 120 человек, и они получают в месяц от 10 до 25 тысяч рублей - в зависимости от мастерства и количества переработанного молока. Изготавливают два сорта сыра, йогурты, сливочное масло, ряженку и творог. Но так было не всегда.

К 2005 году ЗАО н/п «Предгорье», так тогда назывался Краснощёковский молочный комбинат, накопило 16,5 млн. рублей долгов. К долговой яме привело неверное решение руководства о покупке акций сельхозпредприятий с целью не пустить на «свой» рынок других переработчиков молока. Деньги вложили очень большие, а в итоге они оказались потеряны, так как сельхозпредприятия развалились. Но это только один наиболее важный аспект, который привёл завод к плачевному состоянию. Проблемы были и чисто внутренние - с дисциплиной и растащиловкой. Продукция предприятия вывозилась грузовыми автомобилями без документов, никто не занимался совершенствованием производства. Жили по принципу: идёт оно само собой - и пусть идёт. В конце концов дошли до некоего рубежа, после которого стали быстро копить долги.

После двух собраний акционеров в мае и ноябре 2004 года генеральным директором избрали Александра Просвирова. До этого он занимался сбытом продукции многих сырзаводов края и поэтому ситуацию в Краснощёково знал очень хорошо.

- Первоначально, когда я ознакомился с заводом, созрело желание снести его и построить новый, - делится своими воспоминаниями Александр Васильевич. - В тот момент, наверное, при наличии средств, скорее всего, так и сделал бы. И принятое мною решение оказалось бы ошибочным. По прошествии нескольких лет, проанализировав все «за» и «против», я пришел к выводу, что только поступательная модернизация производства, постоянное расширение ассортимента, совершенствование маркетинговой службы, качественная рабочая сила позволяют достаточно прочно занимать свою нишу, вести борьбу с конкурентами и не ломать судьбы связанных с заводом людей.

Веское подтверждение слов директора – пустые хранилища продукции на предприятии. Всё продается, как говорится, с колёс. Более того, сыр продан до нового года. Никто не был уволен. Все, кто пожелал работать с новым гендиректором и поверил в него, работают и получают зарплату, как и положено по трудовому законодательству, два раза в месяц. Не пожелали единицы. На их место пришли молодые и перспективные.

Однако в 2005 году пришлось объявить завод банкротом. Впервые за Уралом процедуру оздоровления предприятия провели путём замещения активов, то есть имущество старого перевели в акции нового, а их продали и рассчитались с долгами. Правда, процедура вместо года – полутора длилась почти шесть лет и закончилась только в начале июля этого года.

- Всё это время работалось очень тяжело, - рассказывает гендиректор. - Пока шло банкротство, нельзя было брать кредиты. Жили только за свой счёт.

Следует уточнить – не только жили, но и развивались. За это время построили и запустили в работу столовую, закончили работу на новом хранилище, обновили большую часть оборудования, создали кооператив «Молоко Предгорья», открыли кисломолочное производство, научились более углублённо перерабатывать сыворотку. До этого ее просто сбрасывали в Чарыш. Сегодня меньшая часть сыворотки вывозится и утилизируется на специальных полях фильтрации, а большую - забирает население для откорма животных.

В 2010 году кооператив занял первое место в краевом трудовом соревновании. Это тоже одно из достижений новой команды во главе с Александром Просвировым.

Краснощёковский район уникален тем, что на его территории работают почти все крупные молокопереработчики края. Конкуренция жесточайшая. И даже в таких условиях, без возможности заполучить сторонние средства на развитие, опираясь только на собственные силы, комбинат стремится не только выжить сам, но и помочь другим. Сегодня помогают трём сельхозпредприятиям развивать животноводство. А для этого модернизируют фермы, закупают необходимую технику и оборудование и строят жилье для специалистов. Но им нужны не абы какие, а с честолюбием и профессиональными амбициями, имеющие достаточно чёткие жизненные цели. Временщики и шабашники здесь места не найдут.

Есть одна проблема, к которой гендиректор несколько раз возвращался в нашей беседе, связанная с беженкой из Таджикистана. Где-то когда-то в 90-е годы эта женщина, работающая в Усть-Белом на дочернем предприятии бухгалтером, нарушила миграционное законодательство, и теперь её высылают из страны. Жалко женщину, её детей и дело, так как работник она старательный и в некотором роде бесценный. В сельхозпредприятии специалистов просто нет. И заменить ее некем. Помогать надо таким людям, а не отбрасывать их.

Краснощёковский район.

Фоторепортаж