"Облегчить труд по нас грядущим"

Такую задачу ставил перед собой механикус Иван Ползунов, изобретатель первого в мире двухцилиндрового теплового двигателя

00:00, 18 августа 2011г, Общество 3071


"Облегчить труд по нас грядущим" Фото №1

245 лет назад, 18 августа 1766 года на Барнаульском медеплавильном заводе была сдана в эксплуатацию пароатмосферная машина выдающегося русского теплотехника.

Иван Ползунов родился в 1728 году под Екатеринбургом. В 14-летнем возрасте, после окончания арифметической школы был определен учеником к мастеру Никите Бахореву, освоив под его наблюдением полный цикл ученических работ: механику, расчеты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством.

На 20-м году жизни, в 1748 году Ползунов получил назначение на Барнаульский медеплавильный завод на должность гиттеншрейбера – смотрителя и учетчика при плавильных печах. Он много работал и много читал, в том числе книгу Ивана Шлаттера о рудокопном деле, 10-я глава которой называлась «О водоливной огнем действующей машине».

Волею судеб в 1763 году именно к президенту Берг-коллегии Ивану Шлаттеру попал разработанный им проект первого в мире двухцилиндрового двигателя. Европейски образованный специалист дал высокую оценку изобретению Ивана Ползунова: «сей его вымысел за новое изобретение почесть должно».

В проекте было много принципиально новых идей. Ведь прежде основным двигателем являлось старое водяное колесо, привязывавшее заводы к рекам. Ползунов изобрел новую – огнедействующую машину. Причем он рассматривал ее не как изобретение для каких-то особых целей, а как новый двигатель для всеобщего применения в производстве, как машину заводских нужд.

Постройка полностью металлической установки началась в доме высотой более 20 метров на берегу заводского пруда. Паровые цилиндры высотой 2,8 метра, а также другие детали отливали в закрытых цехах, чтобы укрыть будущую машину от любопытных глаз. Ползунов одновременно выступал в роли проектировщика, конструктора, технолога, строителя и воспитателя кадров.

В его проекте было применено множество новинок. Взамен ранее известных коромысел и балансиров он предложил шкивы. В огнедействуюшей машине впервые были применены вращающиеся детали передаточного механизма, оригинальное крановое паро- и водораспределение, изобретенные им способ питания парового котла подогретой водой, прибор для автоматического питания котла, балансирный передаточный механизм для двухцилиндрового двигателя, аккумулятор дутья – воздушный ларь, шарнирные цепи для передаточного механизма…

Но пуска машины Иван Иванович так и не увидел, не дожив до него двух недель. 27 мая 1766 года гениальный изобретатель умер от скоротечного туберкулеза. Его похоронили у теперешней площади Свободы, возле Петропавловского собора, который разрушили в середине 1930-х годов, однако его могилу утеряли ранее.

Первая в мировой истории двухцилиндровая паровая машина (шотландец Джеймс Уатт получил патент на универсальный тепловой двигатель лишь в 1784 году), предназначенная не для подъема воды, а для заводских нужд, действовала успешно до 10 ноября 1766 года, когда котел прогорел и дал течь. Несмотря на очевидную эффективность (прибыль в 12 418 рублей за 43 суток работы), она была заброшена, а в 1780 году разрушена.

Об изобретении талантливого алтайского самоучки надолго забыли. Только в 1842 году в «Горный словарь» Григория Спасского впервые было включено имя Ползунова, наряду с именами Севери, Ньюкомена, Уатта и других творцов паровых машин. А еще через 40 лет в составе комиссии Кабинета Его Императорского Величества, направленной в Барнаул для ревизии Алтайского горного округа, оказался любознательный человек Воейков. Он посетил горный музей, где случайно обратил внимание на модель паровой воздуходувной машины, изобретенной 125 лет назад шихтмейстером Иваном Ползуновым. По возвращении в столицу Воейков опубликовал статью о совершенно забытом барнаульском механикусе Иване Ползунове в «Русской старине».

В 1980 году на площадке у входа в главный корпус Алтайского политехнического института (ныне техуниверситет), носящего имя Ползунова, ему был сооружен памятник. Так как прижизненных портретов изобретателя не сохранилось, московский скульптор Исаак Бродский лепил образ … с главного архитектора Барнаула, приехавшего к нему в столицу с договором. Всё бы ничего, но архитектор был круглолицым, а Иван Иванович – худым, туберкулёзным.

Много лет в крае ведутся разговоры о реконструкции на берегу Барнаулки «огненной машины», но проект всё никак «не срастается». Впрочем, имя Ивана Ползунова на Алтае носят завод, улица, железнодорожный разъезд, вуз…

Фоторепортаж