Что за аппарат, скажи-ка, брат?

00:00, 06 сентября 2011г, Общество 1454


Что за аппарат, скажи-ка, брат? Фото №1

По данным государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Госинспекция гостехнадзора Алтайского края), на территории нашего региона появились под маркой новой техники образцы тракторов, комбайнов и других машин, отремонтированных на заводах как нашей страны, так и в ближнем зарубежье. Так, например, старый, почти отработавший свой век К-700 превращается в новенький СТК-700. Вы когда-нибудь слышали о таком тракторе? Нет! И никто не слышал. Но табличка, закреплённая на бампере машины, утверждает, что в селе Славянка Омской области есть завод, производящий именно эти машины. В итоге вот таких новоделов из старья в 2010 году в край поступило 317 единиц, а за 6 месяцев этого года ещё 147.

Вместе с заместителем руководителя инспекции Александром Фунтиковым едем в Кондратьевский к Юрию Ситнеру, директору ООО «Вдохновение». Отсюда в начале 2011 года направили на ремонт в Славянку К-701, а обратно получили, по документам, СТК-700. Правда, без стояночного тормоза и половины креплений колёс, но зато по дешевке. На радостях хозяйство ещё приобрело один подобный трактор. Теперь и вправду К-700 под маркой СТК-700. Но тормоз отсутствовал и у него.

- Обратились в районную инспекцию гостехнадзора, чтобы поставить трактора на учёт, - рассказывает Юрий Богданович, - а нам от ворот поворот. В пришедших вместе с тракторами документах ошибка на ошибке. Вот перед вами трактор К-701. Это ясно любому разбирающемуся в технике. Чуть более просвещенные знают, что на каждом мосту, раме, двигателе есть свой номер. Они должны быть указаны в документах. Но про них ремонтники забыли. Да и марка какая-то вдруг стала странная. Какой-то СТК-700!

В настоящее время оба трактора стоят на приколе. Если выпустить их работать в поле и не дай бог что-то серьёзное случится, для руководителя хозяйства это будет означать одно – тюрьма. А если всё обойдётся, можно заполучить штраф.

Подобной продукцией - тракторами и сельхозмашинами, собранными из старых агрегатов, под видом новых торгуют не только омичи, но и предприятии из Республики Беларусь - МТЗ-82.1 и экскаваторами, Белгорода - ХТЗ-17221 и ХТА-200-10, Ленинградской области – К-701 и его модификациями и другие заводы.

Чтобы скрыть истинную дату изготовления агрегатов и машин, на таких «заводах-изготовителях» применяют идентификационные таблички собственного изготовления, а там, где номера отлиты вместе с корпусом, их сбивают, а потом указывают, что они отсутствуют. Как правило, этим занимаются те, кто ещё опасается ответственности. Но есть и такие «горе-изготовители», которые просто свою табличку устанавливают рядом с настоящей или даже сохраняют старую маркировку и выдают её за свою. Или «забывают» указать маркировку в документах.

Особое место в подобных историях занимают сертификаты соответствия. В паспорта таких машин вносят или неполный номер сертификата, как на К-701, поступивший в Целинный район, или, как в Алейском, внесли сведения сертификата, срок действия которого давно истёк.

Как известно, Путиловский завод в Санкт-Петербурге, он же бывший Кировский, более 10 лет назад прекратил выпуск тракторов серии «Кировец». Но если омичи сколачивают их из всякого хлама и продают потом под маркой СТК-700, то ООО «Термореф» из Северной столицы нашей страны называет собранный утиль трактором УДМ-5К-01. Правда, одно из крестьянских хозяйств из Ключевского района отказалось от такого агрегата. В Каменском районе отправили обратно МТЗ-82.1, а АКГУП «Антипинский» - экскаватор. Обе машины из дружественной нам Беларуси. Но опять отказников единицы. Остальные - рискуют. Как правило, такие машины в работе очень ненадёжны и требуют дополнительных расходов при эксплуатации. И потом, если вы захотите взять под них кредит в банке, сделать это будет невозможно, так как «новым считается изделие, все узлы и агрегаты которого вновь изготовлены». А ваш трактор разве изготовлен из таких узлов и деталей? Так что вас могут обвинить в предоставлении недостоверной информации.

Безусловно, покупатель сам вправе решать, что ему покупать – новую машину или хлам под видом новой. Но никто не вправе вводить в заблуждение и его, и государство. Руководители хозяйств оправдывают такие покупки отсутствием средств на новые трактора и сельхозмашины. Но если разобраться, то их экономия липовая. Во-первых, такие машины требуют постоянного ремонта, а это значит, нужны солидные средства на запасные части и для оплаты работ. Во-вторых, их производительность не позволяет конкурировать с современной техникой. В-третьих, условия на старых машинах таковы, что желающих работать на них, особенно из молодых людей, найти очень трудно. А расход топлива! А недополученные средства из бюджета! На настоящую новую технику положена компенсация, в зависимости от вида – от 10 до 30 процентов. А за покупку старого хлама кто станет выплачивать компенсации?

Великое дело иметь руководителю постоянную связь. Когда мы уезжали из Кондратьевского, Александру Харитоновичу сообщили, что в Михайловсий район пришел странный тягач – японский автомобиль «Ниссан», но на гусеничном ходу. А изготовили агрегат в … Тюмени. Где Япония, а где Тюмень? Да и все знают, что «Ниссаны» передвигаются только на колёсах. Откуда гусеницы?

Алейский район.

Фоторепортаж