Неужели свершилось?!

00:00, 07 октября 2011г, Общество 1024


Неужели свершилось?! Фото №1

Если бы автору этих строк лет десять назад сказали, что наступит светлый день, когда чиновники перестанут гонять простых смертных за справками, а сами начнут их собирать, не поверил бы. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!» - воскликнул бы автор подобно известному литературному персонажу. И ошибся бы. Потому что день этот наступил.

В России официально заработало “Электронное правительство”.
1 октября 2011 года в действие вступила статья 7 пункта 2 Федерального закона № 210 “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” от 27 июля 2010 года.

Согласно ему теперь чиновники 61 федерального органа власти не имеют права требовать от граждан справки, имеющиеся в электронных банках данных федеральных ведомств. Более того, срок осуществления обмена данными составляет всего пять дней. И даже на сбой в электронной системе вину за чиновничью волокиту нельзя свалить. В этом случае взаимодействие должно быть обеспечено, например, старым испытанным способом - послать курьера.

Пока новая система взаимодействия чиновников и граждан работает лишь частично - к запуску оказались готовы 27 ведомств из 61. Согласно данным на 3 октября 2011 года у 18 ведомств полностью отсутствовали одобренные для промышленной эксплуатации сервисы для обмена сведениями в рамках СМЭВ (Системы межведомственного электронного взаимодействия).

Кроме того, на первых порах возможны ошибки в базах данных, поэтому в каждом органе федеральной власти есть специальный центр телефонного обслуживания, в который могут обращаться граждане и организации, считающие, что применительно к ним ошибочка вышла.

Ожидается, что начиная с 1 июля 2012 года на электронное взаимодействие перейдут и региональные ведомства, а затем и муниципальные.

За долгую журналистскую жизнь автор вместе с другими сатириками и юмористами немало язвительных стрел выпустил в гидру чиновной волокиты, множество копий поломал. А волокита по-прежнему волокитилась. А все почему? Технологического прогресса недоставало, компьютеризации. Кибернетику лженаукой обозвали и отстали от забугорья. Да ещё пресловутый человеческий фактор. «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек», - намекали некоторые чиновники. Приятно же осознавать свое величие. А совсем некоторые – какой позор! – ещё и мзду с граждан брали. А чтобы неблагозвучным словом «мздоимцы» не называться, иностранное в обиход ввели – «коррупционеры».

А лженаучный компьютер, как Паша Верещагин из «Белого солнца пустыни», мзду не берёт. Вот теперь заживём!

Есть, правда, одна закавыка. Компьютер – он, как велосипед, на котором, если умеешь ездить – быстрее доберёшься, а если нет, то… Автору не раз доводилось видеть мучения должностных лиц разного ранга и пола – только что потом не покрывались, разыскивая на клавиатуре какую-нибудь букву «ё». Да ещё маникюру урон можно нанести. И
1 июля 2012 года, когда с компьютером надо будет общаться на «ты», уже не за горами. Кстати, и простым смертным тоже день ото дня всё нужнее будет компьютерная грамотность хотя бы на бытовом уровне. Ведь в какой подъезд многоэтажки ни зайди – всюду пластиковые трубы с разводкой интернет-кабеля. Уже сегодня не выходя из дома можно хоть настоящие американские джинсы заказать, хоть авиабилет до самой Америки. А что дальше будет! Билл Гейтс лет десять назад пообещал примерно к 2015 году продвинуть информационные технологии так далеко, что Интернет по сравнению с ними будет казаться чугунным утюгом на углях.

Словом, «АП», чтобы в меру своих сил содействовать читателям в ликвидации компьютерной безграмотности, решила возобновить выпуск некогда популярной тематической страницы «ДрайWWWер».

Вопросы и пожелания можно присылать на электронный адрес: alex@ap.altai.ru

Ядовитая «клубничка»

С какими только просьбами ни обращаются в редакцию! Недавно, например, звонит часов в девять вечера, судя по голосу, уже немолодой мужчина. Представился давним читателем, вежливо извинился, что беспокоит в неурочное время да еще по деликатному вопросу. Больше, мол, некуда ему позвонить. А газетчики всё обо всём знают (это он, конечно, сильно преувеличил) и работают допоздна, вот и решился. Причина, вынудившая читателя позвонить в редакцию, оказалась действительно деликатной. Мужчина то ли случайно, то ли намеренно зашёл на порносайт. И не успел он вкусить запретной «клубнички», как компьютер «повис», на экране появилось грозное предупреждение что-то вроде «Внимание, Windows заблокирован. Если в течение часа не отправите 500 рублей на такой-то номер сотового оператора, то все данные будут удалены, включая код операционной системы BIOS». Да ещё и ссылку на статью 242 часть 1 УК УР присовокупили, в соответствии с которой, мол, владельцы порносайта имеют право чужой компьютер вывести из строя. Ситуация осложнялась тем, что мужчина влип на рабочем месте, а не на домашнем компьютере. Дома жена накостыляла бы за любовь к «сладкому», и всё, а тут…

Представьте себя на месте бедолаги. Лучше в редакцию позвонить, чем доложить начальству о возникшей проблеме.

Естественно, первое, что посоветовала редакция, – никому 500 рублей не посылать. Потому что это мошенничество, если не сказать вымогательство с угрозой нанесения реального материального ущерба. Во-вторых, не паниковать, а записать указанный на экране номер и написать заявление в полицию, там есть специальный отдел «К», который занимается раскрытием всяких противозаконных деяний в сфере информационных технологий. От «во-вторых» мужчина категорически отказался. Может, испугался, что начнут в компьютере «следы» мошенников искать и наткнутся на какую-нибудь нелицензионную программу. Себе дороже получится. В-третьих, предварительно испросив согласия, дал любителю «клубнички» телефон товарища, который гораздо лучше разбирается в компьютерных тонкостях.

Как потом рассказал товарищ, сделали просто. Сняли винчестер (жесткий диск, на котором, собственно, и хранится всё, что грозились стереть мошенники), подключили его к другому компьютеру и методично уничтожили все подозрительные файлы, особенно «экзешки», которые «прилетели» за время пребывания на «отравленном» сайте. Тупо, долго, но эффективно. В результате стороны остались довольны друг другом. Одна избежала позора, другая – слегка заработала на оказании экстренной помощи.

Если вы попали в аналогичную ситуацию, можете воспользоваться этим методом. Но есть и другой, более изящный. О нём рассказал один блогер (http://infodengy.ru) в Интернете. Он тоже советует ни в коем случае никому не платить и не отправлять СМС, потому что разблокировка вряд ли произойдёт, а вот кучу денег и не один раз с вашей платежной карты снять могут. Таких умельцев пруд пруди. Но против лома этой мошеннической схемы есть асимметричный прием. Нужно вспомнить, у кого из друзей или родственников есть мобильный телефон или ноутбук с выходом в Интернет, быстренько позвонить им и продиктовать телефонный номер, указанный в окне блокировки, и текст зловредного сообщения. После чего друг (родственник), получивший ваш сигнал SOS, должен выйти в Интернете на специальный сервис. Таких в России два: сервис Касперского и сервис Dr.Web. Там в поле «номер телефона» вписывается номер, указанный мошенниками, на который надо отправить СМС или какую-то сумму денег, а в поле «текст сообщения» - тот самый угрожающий текст. Затем нажимается кнопочка «получить (найти) код», и абсолютно бесплатно вам прилетает код разблокировки.

Как говорил классик совсем по другому поводу, на всякого мудреца довольно простоты.

Работает ли эта «простота», редакция «АП» не проверяла. Если кто рискнет, напишите о результате на адрес: alex@ap.altai.ru.

*   *   *

«Защитник глаз»

 

Хорошая штука - компьютер, но если сутками таращиться в монитор, то вашим глазам останется только посочувствовать. На зрение работающего (или развлекающегося) за компьютером человека негативно влияют многие факторы, но есть и способы профилактики.

В 1998 году американские ученые ввели новый медицинский термин - компьютерный зрительный синдром. У него такие симптомы: жжение в глазах; боль в области лба и глазниц; ощущение “песка” под веками; покраснение глаз; ухудшение зрения; быстрая утомляемость при чтении; двоится в глазах.

Если у вас что-то из этого невеселого списка наблюдается, то по возможности меньше пользуйтесь компьютером, симптомы синдрома появляются обычно после 4-6 часов работы; делайте 5-15-минутные перерывы примерно через каждые полчаса и упражнения для снятия усталости и напряженности с глаз.

Например, такие: сильно зажмуриться на несколько секунд - открыть глаза, повторить несколько раз; вращать глазами по кругу сначала по часовой стрелке, затем против, сделать 5-6 раз; стать перед окном, вытянув перед собой руку с поднятым вверх пальцем, сфокусировать взгляд на его кончике, перевести взгляд на удаленный объект за окном, и так 10-15 раз.

Если все это не помогает, можно воспользоваться программой EyeDefender («защитник глаз»). Используя ее, советуют знающие люди (www.programmsfree.com), вы сможете избежать возникновения компьютерного зрительного синдрома.

Как она работает? После установки в правой части панели задач появится иконка EyeDefender. Клик правой кнопкой мыши на значке вызывает меню: take a breack! - “взять паузу”, запустить программу.

Settings - установки. Выбрав этот пункт, вы увидите следующее окно, в котором можно установить время профилактических перерывов (Interval between breacks); их длительность (Breack duration).

Чтобы показывать во время перерыва картинку из папки - пункт Show pictures in a folder; включать упражнения для глаз (Start the visual traning); активировать заставку (скрин сейвер) по умолчанию (Activate a default screen saver);

всплывающее окошко с напоминанием о том, что нужно сделать перерыв (Show a popup baloon in sistem tray).

Запускать программу со стартом Windows - пункт Launch on Windows startup;

включить защиту паролем (Enable password protection) и кнопка “задать пароль” - Set password.

Чтобы изменить настройки длительности перерыва и интервалов их проведения, достаточно из меню, которое вызывается правым кликом на значке программы, перейти в пункты Interval between breacks и Breack duration.

Упражнения, которые показывает программа: возникающие крестики сначала поочередно в каждом из углов, затем в центре экрана; движущийся по окружности мерцающий кружок; движущийся по сторонам прямоугольника мерцающий кружок.

Программа не предназначена для улучшения и коррекции зрения. EyeDefender - для отдыха глаз. Но если её регулярно использовать, то глаза скажут спасибо.

Но с серьезными заболеваниями глаз, прежде чем пользоваться программой, лучше проконсультироваться с врачом!

«Защитника глаз» можно скачать бесплатно на www.programmsfree.com

*   *   *

Юзер – это не ругательство

Неподготовленный человек, попав в компанию продвинутых пользователей, для которых компьютер все равно что зубная щетка, может запросто впасть в депрессию, не поняв ничего из услышанного. Наверняка это чувство собственной неполноценности при общении с системными администраторами испытывали и многие читатели «АП». А всему виной непонятные выражения и словечки, которыми то ли замусорили, то ли обогатили русский язык компьютерщики. Для тех, кто хочет понимать, о чем говорят опытные, обитающие больше в виртуальном, нежели реальном мире соотечественники, в том числе наши собственные дети или друзья-знакомые, «ДрайWWWер» будет «расшифровывать» часто употребляемые в среде продвинутых российских пользователей слова и выражения. В сущности, это профессиональный сленг, в котором, как правило, используются англоязычные термины, переиначенные на русский манер, или калька с английского.

Юзер - пользователь персонального компьютера (от англ. user).

Мыло - электронная почта (от англ. mail).

Браузер - программа для просмотра веб-страниц и вообще работы в Интернете. Самый распространенный в России сейчас, видимо, Internet Explorer, потому что он встроен в операционную систему Windows. Существуют также и другие браузеры, которые считаются более удобными и надежными: Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome.

Логин - идентификатор пользователя в системе, которая требует авторизации, т.е. чаще всего ввода имени (логина) и пароля.

Винда (ударение на последнем слоге) - операционная система Windows.

Дрова – драйверы, системные модули, которые обеспечивают взаимодействие процессора с другими компонентами компьютера: видеоадаптером, дисководами, клавиатурой, принтером и т.д.

Топик - тема обсуждения (обычно на форуме).

Оффтопик (или оффтоп) - сообщение, не относящееся к теме.

Сабж - то, что вынесено в заголовок темы (от англ. subject).

Железо - аппаратное обеспечение персонального компьютера: процессор, жесткий диск, видео-адаптер и другие его компоненты.

Софт - программное обеспечение компьютера: операционная система, пользовательские программы, служебные программы и модули.

ЗЫ - постскриптум. Русские буквы «З» и «Ы» находятся на тех же клавишах, что и латинские буквы «P» и «S». Поэтому продвинутые пользователи предпочитают не тратить время на переключение клавиатуры с одного языка на другой.

FAQ - ответы на часто задаваемые вопросы о чем-либо (frequently asked questions, англ.). Более русский вариант этой аббревиатуры - ЧАВО (ЧАстые ВОпросы).

Глюк - единичный сбой в работе программы, сайта и т.д.

Баг - повторяющийся сбой (глюк) в работе программы, сайта и т.д.

LOL – «хохочу во всю глотку» (laughing out loud, англ.). Используется для обозначения ироничного отношения к чему-то абсурдному.

IMHO, ИМХО - «по моему скромному мнению» (in my humble opinion, англ.). Используется, когда собеседники выражают свое мнение и дают понять, что уважают мнения других участников дискуссии: на форумах, в блогах, в статьях и т.д. Вариация этого сокращения - IMO, когда автор считает, что он более прав, чем другие.

Боян - что-то не новое, давно уже всем известное и тем самым успевшее надоесть.

Бан (забанить)- программный запрет на пользование определенным интернет-ресурсом. Накладывается администратором или модератором соответствующего сайта (форума).

Не такая уж, как выясняется, тарабарщина. Можете при случае козырнуть в разговоре.

Фоторепортаж