Бокал алтайского вина

00:00, 14 октября 2011г, Общество 3643


Бокал алтайского вина Фото №1

Виноград на Алтае давно перестал быть экзотикой. Его уже дестяки лет выращивают сибирские садоводы. И вино делают, но, как говорится, «трохи для сэбе». Выставит хозяйка перед дорогими гостями бутылочку, другую домашнего вина – как ее за это не похвалить?
А вот когда два года назад корпорация «АлтайСпиртПром» объявила о том, что высаживает три гектара виноградной лозы, привезенной из провинции Франш-Конте, и собирается заняться промышленным виноделием, мнение общественности разделилось. Кто-то, запасаясь терпением, стал ждать, пока заветная бутылочка появится в торговой сети. А кто-то сразу назвал эту затею безнадежным прожектом. Мол, нет в Сибири условий для французского винограда. И культуры выращивания винограда в промышленных масштабах нет…

Кто прав – рассудит время. Но недавно на Днях Алтайского края в Госдуме на мой вопрос: «Когда же появится алтайское виноградное вино?» – генеральный директор корпорации «АлтайСпиртПром» Владимир Вагнер резонно ответил: «Это же не стакан воды набрать – нужно время… Приезжай – сам все увидишь! Как раз в начале октября последний урожай соберем… Может, с тяпкой два-три куста окучишь – уже помощь будет! А то критиковать-то все мастера…»

На плантацию мы попали 7 октября. К тому времени урожай нынешнего года – 620 килограммов – уже был собран. По нормативам из этого количества «солнечных ягод» должно получиться 450 литров сока.

Низинка, где были высажены первые 12 000 саженцев лозы, примечательная. Говорят, что на этом месте когда-то располагались Мичуринские сады. Сегодня распаханы площади пашни уже и на ближайшем холме. Ведь в планах – разместить лозу на двадцати гектарах. А через пять лет в регионе планируют наладить ежегодный выпуск полумиллиона бутылок красного и белого вина.

Плантация расположена сразу за цехами ОАО «Алтайский винзавод». Оно и будет заниматься алтайским вином. Предприятие в прежние годы производило плодово-ягодные вина. Но после введения сухого закона в 1985 году винзавод сократил объемы производства: сады были частично вырублены, а работа приостановлена.

Поэтому львиная доля инвестиций «АлтайСпиртПромом» была вложена не в виноградники, а в реконструкцию цехов, закупку оборудования, отладку технологического процесса. Из Европы привезли 220-литровые дубовые бочки, в которых и будет созревать вино. Но вначале нужно выдавить виноградный сок. Для этого было закуплено специальное импортное оборудование. В день приезда журналистов этот процесс и завершился. Кстати, бутылку виноградного сока нового урожая мне удалось закупорить самолично. Другое дело, что продукт этот скоропортящийся и хранить его можно не более суток. Но как подарок вещь запоминающаяся!

- Мы надеемся получить из первого урожая сухое красное вино, - рассказывает Владимир Вагнер. – Пока готовили бизнес-проект, закупали и монтировали оборудование, уже специалистом в винодельческой отрасли стал. Еще бы технологический процесс изготовления вина отладить – и было бы все хорошо. Но, думаю, и с этим справимся!

Очень переживали заводчане по поводу возможного недостатка сахаристости винограда. В прошлом году она составила 16% – маловато для красного сухого. Нынче этот показатель более приемлем – 18-20%. Сахаристость зависит от сорта винограда и климатических условий.

- Конечно, нам бы хотелось для сухого красного вина получить 25%, - говорит Владимир Анатольевич. – Но давайте месяцев шесть –восемь подождем, а потом посмотрим-попробуем. Хочу особо подчеркнуть, что мы сегодня не делаем вино для продажи. Для этого нужна соответствующая лицензия. Предприятие пока занимается отработкой технологии. Ведь мы рассчитываем, что на будущий год соберем уже тридцать тонн винограда. Тогда и можно будет попробовать бокал алтайского вина из французского винограда.

Хотя промышленного производства вина в Алтайском крае пока нет, различного рода проверяющих на предприятие приезжает уже более чем достаточно. Привычные российские реалии…

А на предприятии думают, как с наибольшей пользой употребить все, что дает виноградная лоза.

На резонный вопрос: «А не замерзнет ли теплолюбивая «француженка»? – Владимир Вагнер отвечает: «Мы уже пережили две достаточно холодные, малоснежные зимы. В прошлом году 15 процентов саженцев погибло. Эти сорта в дальнейшем не будем выращивать. Но уже сегодня однозначно можно сказать, что Пино Нуар и Шардоне приживаются в Сибири, а от белого сорта винограда Мускат будем отказываться. Учимся утеплять лозу. На перспективу будущих посадок распахали еще пять гектаров. Если зима не будет длиться весь год – справимся».

На заводе надеются, что и население будет приобретать французские саженцы, а по осени сдавать солнечные гроздья на переработку. Поэтому сегодня и ведется апробация различных сортов.

Практика показала, что во Франции средняя площадь виноградника – 20 гектаров. Этого объема хватает для налаживания переработки. Понятно, что «Алтайский винзавод» своей продукцией наш регион полностью обеспечить не в состоянии. Но ведь речь и не идет об этом. Важно, что появится некий эксклюзивный продукт, интерес к которому, кстати, есть уже сегодня. Разве это плохо?

Большую часть алтайского вина можно будет приобрести прямо на виноградниках. Делается это с расчетом на туристический бизнес, который активно развивается у нас. Приехали люди отдыхать – им предлагают и экскурсию на виноградник, на винзавод, где можно самолично закупорить для себя бутылочку. И память, и приятно, в чем мне довелось убедиться лично…

Фоторепортаж