На всю жизнь…

В Барнаул из Карелии возвратился краевой поисковый отряд «Высота»

00:00, 13 августа 2013г, Общество 2153


На всю жизнь… Фото №1

У села Ругозеро, где в сентябре 1941 года приняли свой последний бой 364 солдата из сформированного в нашем крае маршевого Сибирского батальона, поисковики работали две недели. В составе отряда – ученики барнаульского лицея № 129, гимназий № 40 и 22, средних школ Калманского, Косихинского и Кытмановского районов. Руководители экспедиции – преподаватель лицея № 129 Татьяна Нетбайло и заведующая отделением в Барнаульском педагогическом колледже Галина Землякова.

Прибывших из Карелии поисковиков встречали родственники, друзья, представители общественных организаций, единомышленники. На перроне вокзала был выстроен почетный караул юных кадетов из военно-патриотического клуба «Буревестник» барнаульской школы № 88.

- Среди дней, проведенных нами в Карелии, не было ни одного не наполненного важными событиями, – говорила на митинге, посвященном возвращению в Барнаул отряда «Высота», его руководитель Татьяна Нетбайло. – Мы подняли останки восьми бойцов Красной армии, 25 июля приняли участие в большом мероприятии, в каком не каждому человеку удается поучаствовать – установлении поклонного креста в честь погибших в Карелии воинов, в том числе наших дедов и прадедов. Наши ребята на своих плечах несли этот крест, поднимали его по высокой скале и приняли участие в богослужении и отпевании погибших. Останки восьми найденных нами солдат будут захоронены в сентябре у села Ругозеро, где находится мемориал нашим дедам, на плитах которого 364 фамилии из Сибирского, алтайского батальона.

28 июля наш отряд принял участие в Вахте памяти, во время которой прошел слет всех поисковых отрядов, работающих в Республике Карелии. Благородным делом поднятия и захоронения останков наших бойцов занимается немало людей. Приезжают они из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Коми, много местных жителей. Для наших ребят это была прививка мужества, чувства долга, ведь они видели, как рядом с ними, оставив на время свои серьезные дела, работают отцы семейств, люди молодые и не очень. С утра и до поздней ночи… Я хочу сказать всем родителям огромное спасибо за воспитание таких замечательных ребят и девчат.

Нас ждут в Карелии, и ждут не только ее жители, но еще не поднятые останки наших земляков, солдат, погибших у села Ругозеро в сентябре 1941 года.

- На третий день мы обнаружили останки первого из найденных нами бойцов, – рассказывает учащийся барнаульского лицея № 129 Евгений Новохацкий, принимавший участие в поисковых работах в Карелии уже во второй раз. – И я сразу же подумал: а вдруг? В прошлом году после моей первой поездки в Карелию я узнал, что там в бою погиб мой двоюродный прадед –
красноармеец Свиридов. И в этот раз мы проводили поиски, где это случилось. Чувства, которые я испытывал, просто не смогу сейчас передать. Это на всю жизнь.

На мемориале у села Ругозеро его фамилия есть, но захоронен ли он там, или по-прежнему его останки лежат на месте боя, мы не знаем и, наверное, уже не узнаем никогда.

Встречали Женю Новохацкого его мама Людмила Александровна и маленькая племянница Соня, которую он тут же посадил себе на плечи.

- Женя – парень обстоятельный, ответственный, так что я за него хоть и беспокоилась, пока он был в поездке, но не очень сильно, а сейчас вот расчувствовалась что-то, – говорит Людмила Александровна. – Как Женя сказал, там погиб родной дядя моей мамы, брат бабушки. Вот такая встреча у нас с ним получилась. Бабушка говорила, что он пропал без вести, но где, мы не знали. А в 2008 году в опубликованном в «Алтайской правде» списке солдат, погибших у села Ругозеро, увидели его фамилию… Но еще сомневались. А потом в книге «Сибирский батальон» прочли имя и отчество – Дмитрий Ефимович, название деревни, откуда он на войну ушел, и стало все ясно.

Учащийся барнаульского лицея № 129 Антон Лазарев:

- Я был в такой поездке первый раз и впечатлений у меня очень много. Не каждый видел даже скелет человека, а мы там подняли останки восьми бойцов. Мы работали долго и тщательно, потому что нельзя упускать никакие детали. Перезнакомились со многими людьми, которые тоже участвовали в поисках. И все они – и взрослые, и такие ребята, как мы, – стали нашими друзьями. Привезли оттуда много экспонатов для музеев – каски, хвостовики, оставшиеся от разорвавшихся мин, коробки из-под пулеметных лент, и для себя я несколько винтовочных гильз на память взял. Смертных медальонов, даже пустых, ни на одном из погибших не нашли.

Даша Грекова учится в 40-й гимназии. По ее словам, увидев впервые останки погибшего солдата, она даже не поверила сразу, что это все, что осталось от человека, который когда-то дышал, ходил, говорил… Казалось, что она просто смотрит какое-то кино, вот сейчас пойдут титры и можно будет облегченно вздохнуть… Понимание того, что все это правда, до конца не овладело ей и сейчас, настолько сильными были впечатления от увиденного.

- Мы не устали, хоть и поработать пришлось много, – улыбается девушка. – Если возьмут опять в отряд, поеду обязательно.

Фоторепортаж