Вначале была акварель…

00:00, 04 ноября 2011г, Общество 1395


Вначале была акварель… Фото №1

Отдел изобразительных материалов Государственного Исторического музея хранит самый разнообразный материал, среди которого особую ценность представляют произведения оригинальной графики, причем не только отмеченные высоким художественным уровнем исполнения, но и выполненные художниками-непрофессионалами. Раритеты собрания, несомненно, - акварели, натурные зарисовки конца XVIII века, относящиеся к экспедиции минералога Петра Ивановича Шангина.

В XVII веке цветной камень в России как материал для изготовления предметов декоративного прикладного назначения был мало распространен. В первой половине XVIII века сведения о характере горных пород получали в основном опрашивая местное население. Целенаправленные же поиски минералов путем обследования горных районов начались в годы правления Екатерины II, которая всячески содействовала этому процессу.

Грандиозное строительство в Петербурге и его окрестностях, введение поделочного камня в систему декоративного убранства дворцовых парадных залов требовали более разнообразного материала и в больших объемах. В связи с этим весной 1786 года начальник алтайских заводов Г.С. Качка снарядил и отправил в горы Алтая, в верховья рек Чарыш, Уба и Ульба, несколько партий, у которых были при себе образцы, найденные в этих районах прежде, а также привезенные из Италии, для прииска цветного камня.

Один из отрядов возглавил Петр Иванович Шангин, выдающийся исследователь Алтая. Результаты его поисков, как и другого руководителя экспедиции – берг-гешворена Филиппа Риддера, были блестящими. Шангин нашел месторождения мрамора, древовидной белой яшмы, горного хрусталя и других самоцветов. И самое главное открытие Шангина в том году – это месторождение разнообразных порфиров на левобережье реки Коргон, впадающей в Чарыш.

Часть путевых заметок под названием «Дневные записки г. обер-биттенфервалтера Петра Шангина, деланные им при описании рек Ини, Чарыша, Кокусуна, Катуни, большого Хаира, Кумина и Бухтармы со всеми впадающими в них речками» была опубликована на немецком языке П. Палласом в 1793 году, а спустя три года – на русском языке в журнале «Новые ежемесячные сочинения».

В 1796 году Шангин возглавил вторую экспедицию, маршрут которой во многом повторял путь первой.

Сочинение Шангина «Дневные записки», печатный источник конца XVIII века, удачно дополняет изобразительный материал того же времени, хранящийся в собрании Государственного Исторического музея. Это группа из шести уникальных произведений оригинальной графики, которые ранее не публиковались. Их автором является Иван Меркульев, принимавший участие как художник в поисково-разведочных партиях, возглавляемых П.И. Шангиным. Как правило, в состав научных экспедиций было принято включать рисовальщика, который должен был создавать топографически точные видовые изображения и снимать планы.

Все работы - подписные, исполнены с натуры и снабжены авторскими названиями: «I. Вид берегов реки Коргона», «II. Вид берегов реки Коргона», «Вид Коргонской каменоломни», «Вид озера Колывана с южной стороны», «Вид озера Колывана с юго-западной стороны» и «Вид пещеры при устье Шоры, впадающей с левой стороны в реку Томь». Пять, за исключением «Вида озера Колывана с южной стороны», приобретенного у П.Д. Эттингера в 1921 году, поступили в музей в составе собрания известного петербургского коллекционера П.Я. Дашкова в 1924 году. Очевидно, подобных изображений было больше, но нам они неизвестны.

И действительно, в атласе «Географическое путешествие по Алтаю с историческими и статистическими сведениями о Колывано-Воскресенских заводах Григория Щуровского, профессора в Императорском Московском университете», 1846 г., изданном в литографской мастерской Кирстена в Москве, воспроизведены две литографии, имеющие отношение к нашим рисункам. (О существовании данного Атласа мне сообщил А.М. Родионов, за что приношу ему большую благодарность. – Авт.). Без сомнения, изображению под названием «Колыван – озеро с северо-западной стороны» (лист IV) оригиналом послужила акварель И. Меркульева, место хранения которой неизвестно. При литографировании вида «Река Коргон, вытекающая из ущелья Коргонских гор» (лист VI) использована с некоторыми изменениями акварель под № 1 «Вид берегов реки Коргона» из собрания ГИМ.

Свои панорамы Меркульев строит по общей композиционной схеме с характерными для классицизма чередованиями планов, кулисой. Большое внимание уделяет художник изображению гор на заднем плане, занимающих большую часть листа. Второй план отведен водному пространству - реке или озеру. Эти части листа написаны с натуры в гамме светлых и нежных пастельных тонов. Затененный же первый план выглядит плоскостно, рассчитан на декоративный эффект. Он включает в себя пышную растительность, разнообразные постройки, стаффаж.

Перед Меркульевым стояла непростая задача - передать своеобразие конкретного вида Алтайских гор, что для художника-непрофессионала было совсем не просто. А то, что рисунки имеют дилетантский характер, очевидно. Особенно это относится к изображениям озера Колывань, которое мы видим на двух листах. Озеро расположено в живописном месте на высоте 318 м над уровнем моря в окружении береговых скал самых причудливых форм, поросших деревьями и кустарником. Работы примитивны по рисунку. Этим они значительно отличаются от остальных видов и являются, на наш взгляд, самыми ранними по исполнению. Здесь художник использует голландскую бумагу, произведенную около 1769 года. На первом плане акварели - композиция старого дерева и разнообразных растений с крупными листьями. Оживляют пейзаж сидящие на берегу люди с удочками.

Реке Коргон, впадающей в Чарыш, посвящено три листа. Именно эти произведения имеют отношение к экспедиции Шангина. Ущелье с высокими утесами самых разнообразных форм описано им очень подробно. Здесь исследователь открыл 24 месторождения порфиров разнообразных цветов, в том числе названный по месту залегания - Коргонским, а также самые причудливые по рисунку сорта яшмы.

В этих работах Меркульев достиг определенного мастерства. Ему удалось создать достоверные пейзажные композиции, в одну из которых он включил реальных лиц. Еще на акварели под авторским № 2 расположена группа, в которой присутствуют, по-видимому, сам Шангин и Меркульев. Петр Иванович указывает художнику на противоположный берег реки, обращая его внимание на то, что он должен зафиксировать. Эти две фигуры выписаны особенно тщательно, мы можем даже видеть их лица. Во всех остальных работах художник прибегает к характерной для классицизма театральной расстановке персонажей - участников экспедиции. Они стоят на первом плане, занятые созерцанием красивого вида.

Акварель с видом Коргонской каменоломни в отличие от остальных вырезана по изображению и наклеена на лист бумаги. Следует отметить, что А.А. Федоров-Давыдов не случайно датирует этот рисунок 1798 годом. Мы склонны считать, что все три листа исполнены между 1797-1800 годами, то есть после завершения второй экспедиции Шангина. Об этом свидетельствует ряд примет, отмеченных Меркульевым, с уже обжитыми местами: берег реки с домами, один - типа швейцарского шале с высокой крышей, другой - рубленая изба, протоптанные тропы, а также брошенный сарай без крыши и мосты в виде перекинутых через реку бревен.

О жизни Петра Ивановича Шангина (1741/1748 - 1816), одного из представителей сибирской династии ученых-естествоиспытателей, отдавших много лет изучению и освоению Алтая, известно пока еще недостаточно. Поэтому так важен для его биографов каждый неизвестный ранее документ. В данном случае это «Список чиновникам ведомства Кабинета представляемых ко всемилостивейшему награждению чинами» 1809 года из Российского государственного архива древних актов. В нем кратко представлен 50-летний путь служебной деятельности Шангина в свете представления о пожаловании его орденом Владимира IV степени (ф. 1239, оп. 3, ч. 109, д. 52617). Приводим этот текст:

«Начальник Колывано-Воскресенских заводов, предоставя мне о долговременной и ревностной службе советника тамошней канцелярии берг-гауптмана 6-го класса Шангина (что ныне берг-рат 5-го класса) просил в вознаграждение ему и в поощрение прочих горных чинов исходатайствовать от Вашего Императорского Величества пожалование ордена Святого Равноапольстольного князя Владимира 4-й степени.

Берг-гауптман Шангин с начала службы своей вступил при Колыванских заводах лекарским учеником 1758 года и продолжал медицинское звание в разных степенях по 1786-й год. В сие время по особливой склонности его к горной службе согласно желанию его помещен в штат тамошних заводов в чине маркшейдера, после чего продолжал оную в разных званиях и чинах по настоящее время в течение пятидесяти лет.

Местное начальство, усмотрев в чиновнике сем особенную склонность и знание, приобретенное долговременною деятельною службою, в 1786 году отряжало его для исследования гор Алтайского хребта, где он описал все вытекающие оттуда реки и сделал карту...

Представляемый чиновник в 1789-м году управлял Салаирским рудником и близ лежащим от онаго Гавриловским заводом по отличной способности своей и неусыпному старанию открыл главное состояние рудника в диких местах, которые до того времени будучи почитаемы истощенными совершенно были остановлены работою. Открытием сим Шангин принес ту пользу, что обработанные и вглубь простирающиеся руды составляют надежнейшее вспомоществование главному руднику Змеиногорскому».

Что же касается Ивана Меркульева - художника представленных рисунков, то об этом человеке, сподвижнике Шангина, никаких сведений в литературе нет. Краткие сведения о нем мы почерпнули из того же «Списка чиновникам ведомства Кабинета» 1809 года. В прошлом, 1808 году Меркульева в числе других служащих рекомендовал к повышению чинами начальник Колыванских заводов берг-рат Бер.

Художник происходил из купеческой семьи, начал службу в горной экспедиции Колывано-Воскресенских горных заводов ведомства Кабинета Ее Императорского Величества с 12 марта 1795 года. С 7 мая 1802 года Меркульев получил чин коллежского регистратора (самый последний, XIV класс по номенклатуре гражданских чинов). В 1809 году он числится в штате «при чертежной» мастерской горных заводов. В том же году был повышен в чине - произведен в губернские секретари (XII класс по номенклатуре). В графе «за какое деяние представляется к повышению чинами» прописано: «за усердное отправление своих должностей и за выслугу в сих званиях узаконенного срока (по Указу от 16 декабря 1790 года «удостоенных повелено производить» через три года).

Таким образом, публикация архивных и изобразительных материалов, объединенных общей темой, посвященной освоению недр Алтая, представляет несомненный интерес для изучения истории горного дела, геологических поисков и разведок в России.

Ирина ЕРОХИНА, заведующая отделом живописи Государственного Исторического музея. г. Москва.

Фоторепортаж