«Золотой» сруб

Уникальные экспозиции Алтайского краеведческого музея пополнились 15 «золотыми венцами» Мурзинской горной крепи, переданными ему холдингом «Селигдар»

00:00, 06 декабря 2011г, Общество 1213


«Золотой» сруб Фото №1

Деревянный сруб шахты конца XVIII века в первозданном виде стал основой уличной экспозиции старейшего музея Барнаула. На первой экскурсии побывали губернатор Александр Карлин, генеральный директор холдинга «Селигдар» Анатолий Лабунь, член совета директоров холдинга Константин Бейрит, генеральный директор артели старателей «Поиск» Владимир Письменный, сотрудники музея и других краевых учреждений культуры, представители общественности, журналисты.

Обращаясь к участникам события, губернатор края напомнил, что совсем недавно обнародована концепция развития Барнаула как культурной столицы юга Сибири.

- В этой концепции очень серьезное место отведено вопросам развития музейного дела. Нашим музеям, известным далеко за пределами края и даже России, мы отводим очень важную роль в вопросах воспитания в первую очередь в молодом поколении уважения к нашей истории и культуре, - сказал Александр Карлин. - И полученный сегодня в дар экспонат очень хорошо ложится в наши задумки, - подчеркнул губернатор.

За 15 минут до этого

Для раскрасневшихся с сибирского морозца и всеобщего внимания золотодобытчиков «Селигдара» в одном из залов музея была проведена небольшая экскурсия. Губернатор рассказывал гостям о планах расширения музея и его экспозиций, строительстве современного здания. Надо отметить, рассказ о рудознатцах Акинфия Демидова и зарождении в Рудном Алтае второго промышленного центра России (после Урала) был, на зависть штатным экскурсоводам, подробным и весьма содержательным, изобиловал тонкостями горняцкого дела и часто перемежался шутками «от первого лица».

- Почему я так подробно рассказываю - вам предстоит большая работа по наполнению экспозиции. Всё, что откопаете, не дай бог, самородки, не отдавайте в переплавку – и сюда, всё в музей! А мы - в витрину, в витрину!

Такого окончания экскурсии гости не ожидали, но обещали не обмануть ожиданий.

Год назад

Старатели артели «Поиск», которая входит в холдинг «Селигдар», на Мурзинском месторождении в Краснощековском районе в ходе вскрышных работ обнаружили деревянный шахтный ствол. Экскаватор обнажил деревянный сруб, когда глубина карьера достигла 35 метров. Общая высота сооружения оказалась 69 метров, в том числе 25 метров было затоплено грунтовыми водами.

Из-за того, что вертикальный вход рудника был полностью завален горной породой, без доступа кислорода, все деревянные части сложного сооружения сохранились практически в первозданном виде.

- Подобных находок в Сибири нет, - утверждает директор Института гуманитарных исследований Алтайского госуниверситета Владимир Семибратов. – Найти вход сверху было практически невозможно. Сруб построен практически без гвоздей. За исключением нескольких скоб, всё рубленое. Большая глубина, объект хорошо сохранился.

Весть о неожиданной находке воодушевила историков и археологов, музейных работников. Интерес понятен: одно дело - макеты Змеиногорского рудника и парового двигателя Ивана Ползунова, чертежи подземных водяных колес Козьмы Фролова и совсем другое – реальный исторический объект в натуральную величину в удивительнейшей сохранности, лишь присыпанный землей. Этакая горняцкая Троя или Помпеи постдемидовских времен.

О чём рассказали документы и что пришлось доказывать ученым

В 1789-1793 годах на горе Мурзинка работал медный рудник Колывано-Воскресенского горного округа. С 1912 года и примерно до революции гора также разрабатывалась. В 40-х годах прошлого века на Мурзинке активно искали золото советские геологи, в Великую Отечественную войну располагался «карьер имени товарища Берии». Но после открытия богатых приисков на Колыме про наш рудник никаких исторических сведений уже нет.

Для уточнения «дня рождения» сруба решили воспользоваться сравнением «исторических» бревен с современными. Изучили годовые кольца пихт и лиственниц из шахты с их «родственниками» с верховьев рек Белой и Ини. «Самая большая вероятность – конец XVIII века», - утверждает проводивший эти исследования руководитель кафедры экономической географии АлтГУ Николай Быков.

Как признается теперь директор Алтайского краеведческого музея Ольга Падалкина, для уникальной находки нашлось бы место в фондах, «но хотелось поставить не запятую, а восклицательный знак».

Историческое решение золотодобытчиков

- Когда работают старатели, они ни на что не смотрят. Впереди один золотой телец, который мы добываем. Другого для нас не существует. За счет рудника живём мы, живут наши семьи, живут наши близкие и живет страна, которой мы золото даем, - рассказал на пресс-конференции генеральный директор холдинга «Селигдар» Анатолий Лабунь. - А здесь было принято решение, когда мы узнали, что сруб нашли, пойти на определенные затраты и этот исторический памятник оставить в дар детям Алтайского края. Мы решили, что должны его сохранить и передать культурное наследие края Алтайскому краеведческому музею, чтобы наши дети и внуки могли приобщиться к истории развития промышленности в Сибири. Они должны знать, что мы сегодня являемся продолжателями давних традиций людей, которые в незапамятные времена начинали осваивать богатства недр Алтайского края, старались этим увеличить могущество России.

Затраты на реставрацию Мурзинской горной крепи и создание экспозиции во дворе краеведческого музея обошлись холдингу «Селигдар» в 10 млн. рублей. Очень дорого проходила защита древесины сруба по новейшим технологиям, подчеркивают специалисты.

Все объекты переданы краю бесплатно.

- По мере возможности мы теперь будем сотрудничать с музеем, - подчеркнул Анатолий Лабунь.

Аналогов в стране пока нет

Надо отдать должное и поклониться современным золотопромышленникам. Теперь на улице Ползунова мы сохраним для потомков ценнейший артефакт. (Артефакт – древняя вещь, которая имеет особую ценность или наполнена особым смыслом).

Как сообщили после открытия экспозиции представители золотодобывающей компании «Селигдар», передавшей в дар музею Мурзинскую горную крепь, теперь Московский и Санкт-Петербургский горные университеты, Государственный геологический музей имени Вернадского встали в очередь, «чтобы из сохранившихся частей создать в своих стенах аналогичные экспозиции».

Олег АНТОНОВ

Фоторепортаж