КАК ДЕЛА, МУНИЦИПАЛИТЕТ?

23 АПРЕЛЯ В КРАЕВОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ПРОШЕЛ IV СЪЕЗД АССОЦИАЦИИ «СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

00:00, 27 апреля 2010г, Общество 2362


КАК ДЕЛА, МУНИЦИПАЛИТЕТ? Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

В его работе участвовало около 700 человек. Наряду с делегатами съезда это были руководители органов государственной власти региона, главы муниципальных образований, депутаты Государственной думы, краевого Законодательного Собрания, руководители региональных отделений политических партий и общественных объединений, представители деловых кругов. В работе съезда приняли участие губернатор края Александр Карлин и председатель АКЗС Иван Лоор.
О проделанной ассоциацией работе собравшимся доложил председатель совета муниципальных образований края Павел Ефремов. Говоря о главных задачах, которые стоят перед местной властью, Павел Васильевич подчеркнул важность работы по преодолению негативных последствий экономического кризиса, увеличению собственной доходной базы бюджетов, по устранению несовершенства правового законодательства. Важной задачей является и обучение муниципальных служащих, распространение опыта решения проблем на уровне муниципальных образований, накопленного как в крае, так и в других регионах.

О сельских школьниках

В докладе было обозначено немало проблем, касавшихся социально-экономической жизни муниципалитетов. В частности, речь шла о сельском образовании.

- Мы должны добиваться того, чтобы каждый, кто закончил девятый класс, продолжал обучение на селе, - считает Павел Ефремов. - Тему малокомплектных школ всегда обсуждать сложно. Девятые классы в прошлом году в Алтайском крае закончило 19266 выпускников. И только 11 811 пошли учиться в десятый класс. Хорошо, если оставшиеся поступили в ПТУ или колледжи. И совсем плохо, если они остались за бортом. Из-за того, что эти оставшиеся 7455 подростков не пошли в десятые классы, сельское образование потеряло 186 375 000 рублей. И мы, представители муниципалитетов и учителя, должны драться за каждого ребенка! Каждый глава муниципалитета должен чувствовать ответственность не только за учреждение образования, которое нередко называют центром жизни села, но и за каждого ее ученика.

- В 52 территориях нашего края доходы местных бюджетов увеличились по сравнению с годом 2008, - сказал в своем выступлении заместитель губернатора края Борис Ларин. - Собственные доходы местных бюджетов исполнены в сумме 10,6 млрд. рублей, или 100,3 процента к уровню 2008-го. В 45 муниципальных районах и 7 городских округах поступления сложились выше уровня 2008 года. В 5 муниципальных районах (Благовещенский, Заринский, Каменский, Косихинский, Краснощековский) прирост составляет более 20 процентов. Параметры бюджета края на 2010 год сформированы в целях обеспечения реализации антикризисных мер. Ключевой задачей органов власти должна стать оптимизация расходов в бюджетной сфере. Нужно четко определить приоритеты расходования бюджетных средств, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов.

Объединяться для развития

Сегодня в ассоциацию входит 782 муниципальных образования. Их проблемы типичны для всей России. Они связаны с нехваткой финансов, недостаточной квалификацией руководителей и сотрудников муниципалитетов, нуждающихся в методической помощи и информационной поддержке. В ходе съезда представители разных муниципальных структур каждой экономико-географической зоны края рассказали об опыте работы, накопленном ими в последние годы.

На съезде речь шла и о необходимости оптимизации административно-территориального устройства края. Сегодня можно услышать вполне резонные разговоры о том, что нынешнее территориальное деление края (с учетом самого большого количества муниципальных образований в РФ) громоздко и не всегда совершенно. А значит, не полностью ориентировано на задачи развития городов, районов, сел. В Алтайском крае около трехсот поселений с численностью проживающих там менее 1000. Можно ли здесь сконцентрировать денежные потоки, человеческие ресурсы так, чтобы добиться экономического роста этих территорий? Вряд ли. Вместе с тем подходить к вопросам объединения поселений следует весьма взвешенно, обеспечивая эффективное решение органами местного самоуправления проблем жизнеобеспечения людей.

- В краевое Законодательное Собрание выносятся проекты об объединении сельсоветов в Ключевском, Рубцовском, Тогульском, Усть-Калманском, Целинном районах. Есть инициативы о подобном объединении еще из 28 районов края, - заявил Борис Ларин. – Но любое объединение должно основываться на стратегических документах регионального и федерального уровня, на сценариях социально-экономического развития территорий, четкого прогнозирования возможных последствий такого рода решений. Нужно активнее использовать и систему назначения глав муниципальных образований на контрактной основе. Я считаю эту форму работы в наибольшей степени отвечающей требованиям дня. Она позволяет нормально выстраивать взаимоотношения между органами госвласти и местного самоуправления, а также повышать ответственность руководителей перед местным сообществом и депутатским корпусом.

Власть и бизнес

Решить многие проблемы муниципалитетов можно только на основе четко налаженного социального партнерства с предпринимателями. Благодаря этому развивается социальная сфера, идет строительство спортивных и реконструкция лечебно-профилактических учреждений. И примеры этому есть.

Так, фермер из Алейского района Анатолий Андреев вложил два миллиона рублей в сооружение спортзала. В Сычевском сельсовете Смоленского района предприниматели запустили в производство молокоперерабатывающий завод и капитально отремонтировали местную участковую больницу. Такого рода инициативы местным властям необходимо всесторонне поддерживать.

АПК

Особой темой на съезде стал разговор о работе агропромышленного комплекса. Для поддержки этого сектора экономики более 3000 хозяйств края приобрели ГСМ со скидкой 10 процентов от оптовой цены. Высокая степень готовности к весенним полевым работам отмечается в Благовещенском, Ключевском, Топчихинском, Ребрихинском, Зональном и ряде других районов. Понятно, что экономика края в 2009 году развивалась в непростых условиях. Но благодаря полному использованию аграрного потенциала региона  рост отмечен как в производстве сельскохозяйственной продукции (на 19,2%), так и в производстве продуктов питания (на 15,8%). В 2009 году из федерального и краевого бюджетов на развитие сельского хозяйства и сельских территорий края направлено 4 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 2,9 млрд. рублей, краевого – 1,1 млрд. рублей.

Предпринятые меры позволили сохранить доступность кредитных ресурсов. В течение года в сельскохозяйственном производстве реализовывались значимые инвестиционные проекты: строительство птицеводческого комплекса ООО «Алтайский бройлер» в Зональном районе и городе Бийске, свиноводческого комплекса на 24 тысячи голов ООО «Альтаир-Агро» в Ребрихинском районе, крупных животноводческих комплексов ООО «Западное» в Ключевском, ОАО «Им. Гастелло» в Хабарском, КФХ «Функнер» в Немецком национальном районах. Для стабилизации ситуации на зерновом рынке при активном взаимодействии с правительством было принято решение о проведении дополнительных государственных закупочных интервенций в крае на 500 миллионов рублей из федерального бюджета.

- Социально-экономическое положение района зиждется на работе сельхозпроизводств, - говорит председатель Хабарского райсовета, генеральный директор ЗАО «Коротоякский элеватор» Олег Новиков. – Стабильность гарантируют многоотраслевые хозяйства. Они обеспечивают круглогодичную занятость населения. Техническое перевооружение сельхозпроизводства – требование времени и гарантия выпуска высококачественной продукции. Поэтому «Грана-Хабары» строит современный животноводческий комплекс на 3500 голов скота. Здесь создано 65, а в перспективе – еще 25 рабочих мест. Благодаря этой работе и финансовой поддержке администрации края Хабарский район занял третье место в крае по надоям молока на фуражную корову, пятое место – по среднесуточному привесу КРС и второе – по привесу свиней, плановые доходы бюджета удалось превысить на одну и две десятых процента. А задача органов местного самоуправления – создать благоприятные условия для ведения бизнеса… Одна из самых больных тем в районе – жизнедеятельность Новоильинского, Мартовского и Тополинского сельских советов. Тенденций к росту населения здесь не прослеживается. Молодежь уезжает в поисках работы. Из-за малого наполнения классов идет процесс реструктуризации школ. Это показательный пример, когда закрытие производств поставило под угрозу развитие сел да и само проживание людей. Один из способов нормальной жизни людей – организация личного подсобного хозяйства. В этой работе должны принимать деятельное участие главы сельсоветов, администрация района. Но на одном из сходов граждан глава сельсовета снижение поголовья скота в личных подворьях более чем на 150 голов за два года объяснил дороговизной кормов. И это в то время, когда цена зерна составляет две тысячи рублей за тонну, а мешка гранул кормосмеси – 50 рублей. Это пример элементарного невладения руководителем ситуацией.

Местная власть – по контракту

- В связи с последними изменениями в законодательстве представительные органы получили дополнительные рычаги повышения качества управления территорией, - сказал в своем выступлении председатель АКЗС Иван Лоор. - С этого года муниципальные образования могут переходить на контрактную систему назначения глав администраций, не дожидаясь окончания срока полномочий представительных органов. Это возможность подбора оптимальной кандидатуры на пост руководителя администрации. Депутатский корпус заинтересован в этом, ведь ему предстоит решать вместе с главой администрации проблемы своих земляков. При контрактной системе появляется возможность привлечения грамотных управленцев из других мест. Что греха таить, у нас иногда голосуют по принципу «хоть плохонький, но свой». Но давайте вспомним опыт советского периода, когда ротация руководителей по горизонтали была нормой в кадровой политике. Сегодня в крае, как и во всей стране, формируется кадровый резерв, и было бы очень полезным, чтобы потенциал опытных управленцев был задействован. К сожалению, в ходе выборов никто не застрахован от прихода к власти недостаточно подготовленных людей. Депутаты должны научиться пользоваться законодательно предоставленными им полномочиями по оценке деятельности избранного главы в интересах жителей, ради стабильного развития территорий.

Задачи к юбилею

Затем слово взял губернатор Александр Карлин. Он назвал ряд проблем местного самоуправления, предложил пути их решения и напомнил, что в 2012 году исполнится 75 лет Алтайскому краю. К этому времени надо построить и реконструировать в крае 75 социально значимых объектов. По одному объекту должно появиться в каждом сельском районе, в краевом центре - три, в Бийске и Рубцовске - по два. Губернатор предложил главам территорий до первого июля представить в Главное управление экономики и инвестиций предложения о строительстве объектов, приложить проектно-сметную документацию, заключение экспертиз, необходимые расчеты. В крае будет составлен единый план строительства и реконструкции значимых объектов в рамках программы «75х75».

- На выполнение этой программы мы будем вовлекать большее количество бюджетных средств. Посоветуемся, какие будут условия софинансирования муниципальных бюджетов, чтобы они были подъемными, а с другой стороны – чтобы муниципалитеты не чувствовали отчужденности от этой серьезной большой работы. Считаю, что программа позволит серьезным образом изменить социальный и инфраструктурный облик региона, - подчеркнул губернатор. - Объем средств, стоимость объектов, очередность их строительства будут зависеть в том числе от эффективности работы органов местного самоуправления, выполнения индикативных показателей, предусмотренных в соглашениях по социально-экономическому развитию территорий. Думаю, это честные правила игры.

Тем, кто хорошо работает

Почетные грамоты администрации края губернатор вручил главам поселений: Луговского сельского совета Тальменского района Николаю Аксенову, Чемровского сельского совета Зонального района Елене Довгаль, Сычевского сельсовета Смоленского района Геннадию Никонову, Николаевского сельского совета Благовещенского района Людмиле Новосельцевой, Долганского сельского совета Крутихинского района Сергею Фомакину.

- На самом деле хорошо работающих муниципалитетов у нас гораздо больше. Деятельность на муниципальном уровне – одна из самых сложных и ответственных. Она требует хорошего контакта с людьми, знания их насущных интересов, потребностей, высокого профессионализма. И значительная часть людей, работающих в наших городах и районах, сельских населенных пунктах, этим критериям соответствует, - отметил Александр Карлин.

Фоторепортаж