Сообща - на путь процветания

Международной школе студентов Алтайского региона исполнилось 10 лет

00:00, 24 июля 2012г, Общество 1605


Сообща - на путь процветания Фото №1

О развитии этого интересного трансграничного проекта размышляет его координатор.

Десятилетний юбилей – это, как известно, не только повод подвести итоги, но и наметить пути на будущее. Тем более что летняя студенческая школа, которая ежегодно проводится на Алтае, так или иначе устремлена в будущее – к завтрашнему облику нашего края и Большого Алтая в целом.

Что является главной целью акции? Это – установление тесных научно-образовательных, деловых и просто дружеских человеческих контактов между молодежью региона. По сути дела, это формирование будущих региональных правящих элит, представители которых знакомы друг с другом. Они прекрасно понимают, что общее процветание во все возрастающей степени будет зависеть от того, насколько мы сумеем преодолеть личный и групповой эгоизм, насколько научимся жить не только для себя и своих родных, но и интересами общего блага.

История Международной летней школы студентов началась в 2003 году. Её основал Международный координационный совет (МКС) «Наш общий дом - Алтай». Заседания школы проводятся по очереди в одном из его субъектов-участников. Ежегодно в них принимают участие около 30 студентов – из Алтайского края, Республики Алтай (Россия), Восточно-Казахстанской области (Казахстан), Ховдского и Баян-Ульгийского аймаков Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Традиционно в ней участвуют студенты и преподаватели барнаульских, горно-алтайских, восточно-казахстанских, Ховдского и Синьцзян-Уйгурского государственных университетов и ряда других вузов. За 10 лет своего существования школа нашла прописку во всех странах Большого Алтая. Её заседания проводились в горно-алтайском селе Чемал, туркомплексе «Бирюзовая Катунь», на базе
АлтГУ «Красилово» и озере Колыванском в Алтайском крае, в городах Усть-Каменогорске, Ховде, Урумчи.

К примеру, юбилейное заседание школы состоялось недавно в «Красилово», где обсуждалась тема «Большой Алтай как уникальный биосферный регион и центр культурного сотрудничества народов Евразии». Её участники - 25 студентов из России, Монголии и Казахстана обобщили исторический опыт культурного, экологического, экономического и политического сотрудничества народов Алтайского региона, обсудили наиболее перспективные стратегии и механизмы устойчивого развития, наметили пути межкультурного диалога молодежи Большого Алтая. Они поддержали инициативу ряда молодежных организаций нашего края по развитию движения «За чистый край – за чистый Алтай», которое ставит своей целью борьбу с мусором во всех его видах. По оценке сокоординатора проекта первого проректора АлтГУ Ирины Ротановой, важным достижением 10-й школы стала презентация созданного молодежного международного сайта: www.eaworld.

Когда говорят о каком-нибудь семинаре или школе, то сразу приходят на ум чтение лекций, выступление на семинарах и прочие академические формальности. На летних студенческих школах есть и лекции, и выступления студентов, но все-таки их главная ценность - в возможности студентов пообщаться с маститыми учёными в неформальной обстановке. Не только в аудиториях, но и на берегу озера, у вечернего костра, в тесном живом кругу, когда исчезает традиционная стена между студентом и преподавателем и происходит приобщение молодых исследователей к неявному научному знанию: к секретам исследовательского мастерства, особенностям постановки и решения проблем. Не случайно бурные обсуждения и научные разговоры на занятиях школы никогда не заканчиваются вместе с их окончанием.

Так, чрезвычайно интересны результаты социологического исследования ценностных приоритетов молодёжи Алтайского региона, осуществленные коллективом учёных под руководством Юрия Попкова. Из них наглядно следует весьма важный вывод, что последовательных либералов и рыночников среди юношей и девушек набирается не более пяти процентов, а в сознании подавляющего большинства молодёжи коллективистские ценности имеют приоритет по сравнению с индивидуалистическими.

Очень интересны архивные материалы, собранные Николаем Модоровым, которые касаются вхождения алтайцев в состав Российской империи. Оказывается, что многие господствовавшие стереотипы необходимо пересматривать под влиянием обнаруженных им научных фактов. Так становится понятным, почему вхождение тех же алтайцев-теленгитов (так называемых двоеданцев) в состав Российской империи задержалось почти на век. Будучи зажатыми между жерновами двух великих империй – Россией и Китаем, – они попросту не смогли бы выжить и сохранить свою культуру. Тактика цивилизационного лавирования и политического компромисса была для них оправданной.

Важные авторские разработки в плане использования достижений современной «зелёной экономики» для развития Алтая присутствуют в выступлениях и публикациях профессора АлтГТУ, члена Общественной палаты Алтайского края Михаила Шишина. Из них следует, что развитие нетрадиционной энергетики, экологически чистого сельского хозяйства, сбережение лесов и черноземов – это важнейший тренд современного развития, самая настоящая отрасль высоких технологий.

Для участия в школе организуется конкурсный отбор студентов, представляющих авторские научные доклады-сообщения как гуманитарного, так и естественно-научного профиля.

Важной традицией школы является то, что её участники – студенты разных специальностей учатся вести междисциплинарный и межкультурный диалоги.

Летняя студенческая школа – это ещё и опыт понимания того, что одни и те же проблемы молодые люди из разных стран могут видеть и оценивать по-разному исходя из своих религиозных, этнических или политических установок. По-настоящему культурному человеку всегда свойственно понимание многомерности образа мира, в котором мы живём.

Нередко, к сожалению, обнаруживается слабая способность студентов вести такой широкий и взаимно обогащающий культурный диалог, амбиции не позволяют отказаться от стереотипов и предрассудков. С другой стороны, наглядно проявляются и отрицательные плоды так называемой толерантности, когда ради политкорректности и нежелания обсуждать сложные вопросы студенты нередко соглашаются даже с откровенно ложными и разрушительными тезисами. Продуктивный и по-настоящему уважительный диалог осуществляется только там, где у сторон есть общая воля к истине и добру, где участники смотрят не друг на друга, а в одну сторону, куда им вместе предстоит двигаться.

За эти десять лет в работе школы приняло участие несколько сотен студентов. Многих из них связала прочная дружба, между некоторыми установились творческие научные связи. Около десяти выпускников школы успешно защитили кандидатские диссертации по региональной проблематике. Некоторые заняли должности в органах государственной власти и в университетской иерархии. Среди выпускников школы есть лауреаты престижных, в том числе международных премий и победители научных конкурсов. Но самое главное, на мой взгляд, что выносят студенты из занятий в Международной летней школе – это понимание биосферного и культурного единства Большого Алтая, а также неразрывности исторических судеб населяющих его народов. Не случайно на одной из творческих дискуссий в рамках школы спонтанно родился её главный девиз «Народы умирают в одиночку, а встают на путь спасения и процветания только сообща!».

 

Андрей ИВАНОВ

Фоторепортаж