Дай Бог терпения…

00:00, 01 августа 2012г, Общество 1507


Дай Бог  терпения… Фото №1

На прошедшей неделе женщины, осужденные за преступления и отбывающие наказание в женской исправительной колонии поселка Шипуново, смогли приложиться к частице мощей Николая Чудотворца, самого почитаемого у нас святого.  

Нет в православной России ни одной церкви, в которой бы не было его иконы. Николай Чудотворец считается скорым помощником и заступником, помогает от болезней и в бедности, в спасении при бедствиях. Частица мощей Николая Чудотворца пробудет на Алтае около месяца. За это время ее провезут по многим городам и селам края и Республики Алтай. В том числе представителями Благотворительного фонда святителя Николая Чудотворца, образованного в 2000 году по благословению афонских старцев и осуществляющего широкую программу по духовному и культурному возрождению России, принято решение привезти святыню к осужденным женщинам, нуждающимся в покаянии и искуплении вольно или невольно совершенных грехов. За каждой из этих несчастных – изломанная судьба – и своя, и своих близких, и еще многих и многих людей. Ведь преступление, как волна цунами, больно бьет по родным и знакомым и жертвы, и преступника. А в Шипуновской колонии отбывают наказание женщины, совершившие подчас страшные преступления. Большинство из более чем тысячи находящихся здесь преступниц сидят за убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, за хранение и распространение наркотиков, а это, по сути, то же убийство, только отсроченное во времени.

Заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе Елена Берлизова рассказывает, что, когда недавно потребовалось вывести нескольких женщин в колонию-поселение, столкнулись с проблемой: выводить можно только отбывающих наказание за незначительные преступления – кражи и прочее, а таких женщин в колонии – единицы. Тем не менее верующих, по словам Елены Елексеевны, среди осужденных очень много. Около пятисот женщин постоянно посещают молельную комнату. Дважды в месяц службу здесь ведет священник Шипуновского прихода. Вот и в ожидании частицы мощей Николая Чудотворца желающих приложиться к святыне оказалось столь много, а время пребывания ковчега с мощами столь ограничено, что пришлось выбирать в отрядах «самых-самых».

…На зеленой лужайке выстроились около двухсот женщин в одинаковых зеленых кофточках и белых платочках. Кстати, раньше форма осужденных была темно-синего цвета. Но когда произошла замена форменной одежды у сотрудников уголовно-исполнительной системы – вместо цвета хаки тоже на темно-синюю, оказалось, что осужденных женщин (у осужденных мужчин форма черного цвета) и сотрудников стало трудно различить. Так и перешли на зеленый цвет. Смотрится нарядней и как-то по-домашнему.

И вот на территорию колонии внесли и установили ковчег со святыней. Настоятель церкви города Алейска отец Михаил рассказал женщинам, кем был и остается для православных России Николай Чудотворец.

Трагична судьба этих женщин. Собственное безволие, алкоголь, жадность, стечение жизненных обстоятельств толкнули их на преступление. Суд, срок, тюремные заборы с колючей проволокой – это наказание извне. Многих оно ведет не к раскаянию, а к озлоблению. А здесь, приложившись к православной святыне, эти женщины прочувствуют наказание в душе. Хочется надеяться…

Здесь, в неволе, как горько шутят сотрудники уголовно-исполнительной системы, все осужденные – белые и пушистые. И, несомненно, подавляющее большинство этих женщин для себя решили, что никогда они больше не увидят этих заборов и не услышат лая собак. Но приезжают сюда снова. Правда, по-разному. Бывшая осужденная Л., отбыв наказание за распространение наркотиков, освободилась, вышла замуж, в одном из городов края вместе с мужем создала реабилитационный центр для наркоманов. Приезжала несколько раз в гости. Другая осужденная, освобождаясь, попросила отдать на волю ее тюремную форму.

– Звонит иногда, - рассказывает Елена Берлизова, – говорит: «Елена Алексеевна, вы знаете, когда порой трудно становится, я открываю шкаф, смотрю на робу, на нагрудную бирку со своей фамилией – и дурные мысли уходят…»

А вот осужденная А. вернулась по-другому. Отбывая срок, была редактором колонийского радио (сегодня в учреждении есть уже и внутреннее кабельное телевидение), писала заметки в газету УФСИН по Алтайскому краю «Особая жизнь». Мечтала после освобождения поступить на факультет журналистики. А через несколько месяцев после освобождения вновь вернулась в колонию… этапом. Снова – наркотики. Недавно опять освободилась. Сотрудники колонии и редакции газеты для осужденных, знающие Анну, вновь переживают за девушку (Анна, если прочтешь эти строки, знай: в тебя верят!).

В колонии не только изолируют от общества, но и готовят женщин для возвращения в мир людей. Готовят жить нормальной человеческой жизнью, трудиться, рожать и воспитывать детей. В учреждении есть училище, где осужденные могут получить профессии, действует шесть швейных цехов, работает школа – многим ведь на воле было не до учебы. Есть художественная самодеятельность, в которой женщины охотно и активно участвуют. Хорошая по колонийским меркам библиотека. В связи с ней Елена Берлизова рассказала казусную историю. Чтобы освободиться условно-досрочно, осужденные должны не только соблюдать режим, трудиться, выплачивать судебные иски, но и участвовать в жизни колонии, в том числе читать книги, приобщаясь, так сказать, к разумному, доброму, вечному. Все это учитывается специальной комиссией, члены которой решают: достойна осужденная, чтобы направить ее материалы на условно-досрочное освобождение в суд, или нет. Осужденные узнали об этом пункте, и от любителей чтения не стало отбоя. Женщины брали по десятку книг и через два-три дня приходили вновь. Тогда члены комиссии стали спрашивать о содержании прочитанного. Как и следовало ожидать, многие этих книг даже не раскрывали.

– Смотрю выписку из библиотеки, – смеется Елена Алексеевна, – в числе прочитанных книг – «Молодая гвардия». Спрашиваю: «Надежда, о чем эта книга?» – А Надежда наша не только содержания или кого-то из героев знаменитого романа назвать не может, она даже не знает, в какие времена разворачиваются описываемые там события. Книговыдача в библиотеке резко упала, но мы не огорчаемся: сейчас не только берут, но и действительно читают.

…Женщины по одной подходят к мощам, крестятся, целуют ковчег. Вот осужденная, задержав следующих за ней подруг, о чем-то заговорила с отцом Михаилом. Мы не подходим, понимая, что разговор не для нас. Это глубоко личное. Как у осужденной В., немолодой уже женщины, отбывающей наказание за распространение наркотиков. Молится за шестерых детей, которых вырастила одна, за внуков. И признается, что не отмолить ей греха: одна из дочерей тоже осуждена за распространение наркотиков. И понимаешь ее горе, а пожалеть не получается. Скольким людям она и ее дочь сломали жизнь?..

После того как все осужденные приложились к мощам Николая Чудотворца, уже за территорией колонии к ковчегу подходят сотрудники учреждения. На их плечах – тоже великий груз: каждодневно общаться с не лучшей частью нашего общества. Не просто общаться, а воспитывать наркоманок, утешать убийц. Попробуйте. Попробуйте проникнуться сочувствием к женщине, убившей собственного ребенка. А фальшь осужденные, как и все люди, чувствуют сразу. Пожалуй, даже более обостренно.

Святые мощи увезли. Жизнь скорбного заведения продолжается. И дай Бог терпения и осужденным, и охраняющим их.

Василий КАРКАВИН. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж