Одинокий фагот

История необычной судьбы необычного инструмента

00:00, 31 августа 2012г, Общество 3421


Одинокий фагот Фото №1

Герой этого материала – Вячеслав Бубнович, известный музыкант, педагог, общественный деятель и публицист, а также первый исполнитель края, получивший звание заслуженного артиста РСФСР. Этот человек в результате тридцатилетнего самоотверженного труда модернизировал фагот – один из интереснейших и наиболее сложных музыкальных инструментов. Но, несмотря на признание и высокие оценки специалистов, изобретение так и не было внедрено в производство, а конструктор на протяжении 20 лет не может передать свои знания последователю.

«А тот - хрипун...»

Для начала разберёмся, что такое фагот. Прежде всего это деревянный духовой инструмент. Многие утверждают, что не знают, как он выглядит, но заблуждаются, говоря, что никогда не слышали его звучания. Стоит вспомнить лишь первые такты известнейшего «Танца маленьких лебедей» Петра Чайковского… Именно эти глубокие нотки, задающие тон всей части балета непревзойдённого композитора, не что иное, как игра фагота.

Вообще, инструмент редкий. Он играет в основном в ансамблях и редко солирует. (Это не элегантное фортепиано, которое довольно-таки распространено, или романтичный саксофон, обласканный вниманием публики.) На край для игры в оркестрах необходимо около 6-7 фаготистов.

- У Грибоедова в «Горе от ума» Чацкий характеризует Скалозуба как «а тот - хрипун, удавленник, фагот», – рассказывает Вячеслав Михайлович. - Последнее определение говорит о представлениях, связанных со звучанием инструмента: резкий, отрывистый звук. Но в руках профессионала фагот звучит совершенно иначе! Ведь ему нет равных по тембровой выразительности среди духовых.

Кстати, инструмент, по словам Вячеслава Бубновича, в музыкально-техническом плане в то же время самый несовершенный. С этим согласны специалисты, они утверждают, что по звуковым способностям классический фагот находится на последнем месте в своей группе - беглость и динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. Образцом игры могут служить либо сердитые или настойчивые фразы (самый характерный пример - образ дедушки из «Пети и волка» Сергея Прокофьева), либо скорбные интонации чаще всего в высоком регистре (как, например, в 1 части «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича).

Во весь голос

Только представьте себе, оказывается, это «музыкальное орудие» (существуя веками в неизменённом состоянии) таило в себе потрясающие возможности: набор ярчайших нот сопранового ключа (!), доселе никем не извлекаемых! Другими словами, благодаря модернизации клапанов, установлению дополнительных рычажков, новейшим инженерно-техническим решениям эс* и т.д. увеличился диапазон инструмента в верхнем направлении, а значит, стали доступными все тональности. Бубнович как «музыкальный логопед» устранил проблемы звукоизвлечения, и теперь «пациент» может «говорить» во весь голос!

- Композиторы, применяя новые средства выразительности, подняли планку трудности и требуют от фаготистов невозможного: играть произведения, для которых нужно где-то 13-15 пальцев, – объясняет Вячеслав Бубнович. – Ждать, когда они вырастут, бесполезно, поэтому задумался об облегчении и усовершенствовании аппликатуры**. Дома у меня своя мастерская, где я экспериментировал, внедрял что-то, переделывал… в результате на полученном инструменте можно играть без упрощений труднейшие произведения, в частности, концерт Андре Жоливе, который я смог сыграть с нашим симфоническим оркестром.

Вячеслава Михайловича можно назвать музыкальным Кулибиным. Он первый, кто после Карла Альменредера (начало XIX века, Германия) кардинально преобразовал фагот. Алтайский музыкант-изобретатель с помощью 20 инженерных решений (9 из которых защищены авторскими свидетельствами СССР и два – патентами РФ) поднял имидж фагота как концертного инструмента на новую высоту. Бубнович распахнул страницы партитур перед ранее невыполнимыми трелями, тремоло и виртуозными пассажами.

Мастер модернизировал инструмент не только в звуковом плане, но и в техническом. Он придумал новый способ поддержания инструмента во время игры сидя – опору на бедро (откидная металлическая пластина, которая помогает перераспределить вес инструмента на бедро и снимает физическую нагрузку на корпус, шею, а главное – руки). Теперь исполнитель может переключить своё внимание с выполнения технических обязанностей и целиком и полностью посвятить себя эстетическим. Сейчас этот способ активно применяется в Японии.

Недооценка перспективы

Но не всё так просто. Вроде в положительном эффекте изобретений Бубновича нет сомнений. Его оценивала Московская консерватория и дала добро на использование усовершенствований; также подавляющее большинство авторитетных фаготистов России рекомендовали внедрение модернизаций в производство(!), но на пути к популяризации и распространению инструментов новой системы встаёт много проблем. В первую очередь – материальное положение учреждений культуры и самих исполнителей. Казалось бы, именно для них Вячеслав Михайлович делал своё изобретение, но оно осталось не востребованным в профессиональной среде. Это объясняется тем, что фагот очень дорогой инструмент: один классический экземпляр стоит более миллиона рублей (!), не говоря уж об уникальном преобразованном. Изобретатель и здесь предлагает альтернативный вариант – модернизацию и реставрацию старых инструментов. Но возникает ещё одна проблема: к новому «орудию» нужно приспосабливаться, переучиваться, привыкать к другой расстановке пальцев, чего не очень хотят делать консервативные музыканты. Мол, как играли сто - двести лет назад, так и дальше будем играть! Народный артист, доктор искусствоведения, профессор Национальной музыкальной академии, член-корреспондент Академии искусств Украины Владимир Апатский считает, что «такое отношение к благородной деятельности Бубновича просто преступно».

Сам изобретатель объясняет, что проблемы внедрения связаны с недооценкой перспективы. Плюс большое значение имеет человеческий фактор: пассивность, равнодушие, амбиции тех, от кого зависит судьба новой прогрессивной конструкции фагота.

И он, как мне думается, во многом прав. И в нашем случае, похоже, мы имеем дело с непониманием важности усовершенствований и недооценкой проблем в области культуры.

 

*   *   *

Вячеслав Михайлович - настоящий энтузиаст, он сам, выступая во всевозможных ипостасях (инженер-конструктор, инструментальный мастер, исследователь, исполнитель-первопроходец, автор научно-теоретических и методических трудов и так далее), самоотверженно и исключительно на собственные средства модернизировал инструмент. Но теперь возникает другой вопрос – проблема передачи знаний и умений игры на модернизированном фаготе. Вячеслав Михайлович считает это важнейшим! Ведь ему уже 72 года. Он перенёс 7 операций и имеет инвалидность 2 группы, хотя выглядит очень бодро для своих лет. Ему бы очень хотелось иметь хотя бы двоих учеников.

Но, как нам пояснила Светлана Прокофьева, директор краевого музыкального колледжа, на данный момент нет заявлений от абитуриентов на класс фагота.

- Бубнович обладает широкими энциклопедическими знаниями, - отметила Светлана Прокофьева. – Ранее он у нас прекрасно читал курс истории исполнительства, мы специально приглашали его для проведения различных творческих вечеров, семинаров, но это все периодически, не системно. Вячеслав Михайлович – личность достаточно известная в крае, поэтому, думаю, активного сопротивления своему желанию передать умение игры на модернизированном инструменте он не встретит.

Марина МОСКАЛЕНКО

Кстати
Фагот используется в симфонических, оперных, духовых оркестрах, а также в камерной и сольной музыке. Основной материал для изготовления фагота – древесина клёна. Существует фагот французской системы, который популярен лишь во Франции, и немецкой системы, считающийся классическим во всем мире. Вячеслав Бубнович предлагает назвать свой модернизированный инструмент фаготом российской системы.

Справка «АП»
Вячеслав Бубнович родился в 1940 году в селе Семиозёрки Туганского района Томской области в семье польских переселенцев. После окончания в 1956-м ремесленного училища работал слесарем на подшипниковом заводе, параллельно обучался игре на медном альте, валторне и кларнете в самодеятельном духовом оркестре. Окончил Томское музучилище и Уральскую консерваторию им. М.П. Мусоргского по классу фагота. С 1962-го – солист симфонических оркестров Иркутской и Томской областных филармоний. С 1969-го – солист симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии. Преподавал фагот и музыкально-теоретические дисциплины в Барнаульском музучилище и детской школе искусств № 8. Автор многих работ по совершенствованию фагота. Основатель центра польской культуры в Барнауле. Награждён медалью «Ветеран труда» и орденом Республики Польша «Золотой крест заслуги».

*Эс - это тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S, на которую насаживается трость – звукообразующий элемент фагота.
** Аппликатура – способ расположения и порядка чередования пальцев на музыкальных инструментах.

Фоторепортаж