На берегу турецком

00:00, 25 сентября 2012г, Общество 1404


На берегу турецком Фото №1

Преподаватель Славгородского педколледжа Наталья Козякова уже четыре года живет за границей. Несколько лет назад она выиграла стипендию по программе образовательных грантов «Фулбрайт» и отправилась в США для получения степени магистра. Два года проживает в Турции, где преподает английский язык турецким детям в одной из старейших и престижных школ Стамбула. Во время приезда Натальи на Алтай у нас состоялась беседа.

- Наталья, почему Турция?

- Став членом Международной организации учителей в США, я подала свое резюме на рынок труда. Мне предложили работу в университетах нескольких стран – Японии, Китая, Латинской Америки. Но эта турецкая школа - единственная - пришлась мне по душе. Что заставило меня выбрать Турцию? На собеседовании акцент был сделан не на сумме контракта, а на чувстве долга перед детьми. Поскольку мне предлагалось место в школе-интернате, говорилось о том, что я нужна этим ребятишкам. И главным критерием для меня стало не денежное вознаграждение, а ощущение удовлетворенности от работы. К тому же сбылась моя мечта – оказаться в самом центре Европы у берегов Босфора - Константинополе (именно так назывался Стамбул до 1930 года).

- Два года ты работаешь в старейшей турецкой школе «Дарюшафака». В чем ее уникальность?

- Эта школа-интернат достаточно известна и в своем роде уникальна. Основана она еще во времена Османской империи, в 19 веке. Раньше была предназначена только для мальчиков, а с начала 90-х годов прошлого века туда стали набирать и девочек. Учатся в ней только дети, которые воспитываются без отца, в семьях с невысоким достатком. (По мусульманским законам считается, что если у тебя нет папы, ты уже сирота.) Поскольку школа престижная, в нее стремятся попасть ребятишки из самых отдаленных уголков Турции. Чтобы учиться здесь, ребенок должен показать, что имеет способности в учебе, в творческих дисциплинах. Перед поступлением сдается тестирование на IQ (коэффициент интеллекта) и EQ (эмоциональный интеллект). В школе дети находятся на попечении благотворительных организаций. Им полностью оплачиваются все расходы по обучению и проживанию в интернате - бесплатное пятиразовое питание, школьная форма, занятия в кружках и секциях.

- Какие они, турецкие ученики? Чем отличаются от наших?

- Существенное отличие в том, что турецкие дети очень открытые и эмоциональные. Они подвижные, долго не могут сидеть на одном месте. И первое время для меня это было трудно. В школе дети меня называют просто: мисс Козякова. Ученики меня могут просто обнять, как маму, поделиться личными переживаниями. Современные турецкие дети не очень любят литературу. Для старшего поколения турков считается, что чтение – пустая трата времени. Пытаюсь привить им любовь к хорошим книгам. С удовольствием изучаем английских, американских классиков – О.Уайльда, Т.Драйзера, Э.Хемингуэя.

- Каков уровень жизни учителя в Турции?

- Сложно сказать… Я преподаю в негосударственной школе, она имеет другой статус. Со мной заключен контракт как с иностранным учителем, у нас выше зарплата и больше всевозможных бонусов в контракте. Но и педагоги государственных образовательных учреждений намного лучше социально защищены, чем у нас в России. Государство выделяет им бесплатное жилье. У них достаточно высокая зарплата по европейским меркам. Получают педагоги от 900 (начинающие) до 1500 турецких лир (стажисты), имеют льготный проезд по стране, скидки на посещение музеев, кино и других культурных мест, в том числе на обслуживание в магазинах.

- За два года ты, можно сказать, прочно обосновалась в Турции. Что удивило больше всего?

- Наверное, люди… Турки - очень дружелюбный, гостеприимный народ по отношению к иностранцам. В кафе тебе поднесут стул, вежливо поинтересуются делами. Любезность и готовность помочь – их национальная черта. Друг с другом они тоже подчеркнуто вежливы. Удивило то, что у них, включая жителей хаотично-динамичного Стамбула, довольно размеренная жизнь. Такое ощущение, что они никуда не спешат, все делают неторопливо. Церемонии чаепития растягиваются на часы.

- В этой стране сохранилось прежнее отношение к женщинам?

- В глубинке нравы довольно строгие. Женщины до сих пор носят хиджаб (длинную одежду) и платок. Большинство работающих в Турции – мужчины: продавцы на рынках, повара и официанты в ресторанах, обслуживающий персонал в отелях. Женщине отводится роль исключительно матери и жены. Хотя в крупных городах девушки получают высшее образование и стремятся как-то реализовать себя.

Ну а я скучаю по родным, друзьям, студентам и коллегам. Когда приехала домой на Алтай, моим первым вопросом был: «Мама, как мои книги?» И очень не хватает нашей сибирской зимы…

Светлана БРОСАЛИНА

Фоторепортаж